МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
11
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (8) 2014
Дурги), мадхъямарга («срединный путь»). В дан-
ной статье используются названия Брахма-нади
для центрального канала и Сушумна для много-
слойной структуры.
Два других сосуда, Пингала и Ида, также на-
чинаются у основании позвоночника, достига-
ют Аджна-чакры и, проходя через обонятельные
бугры заканчиваются соответственно в правой
и левой ноздрях. Относительно их местонахож-
дения мнения комментаторов канонической ли-
тератиры
расходятся; одни исследователи счи-
тают, что эти каналы находятся вне Мерудан-
ды (позвоночный канал), а другой коментатор
со ссылкой на
Нигама таттва Сару
утверждает,
что Ида и Пингала находятся внутри Меру
[2]
.
Если учесть, что чакры образуются в местах пе-
реплетения 3 формирующих сосудов и «наниза-
ны» на Читрини-нади, то следует признать ло-
гичность второго утверждения, т. е. Ида и Пин-
гала находятся внутри позвоночного канала.
К сожалению, нет однозначного ответа также
на вопрос: к каким началам (мужское, женское)
относятся эти каналы. Следующая цитата ука-
зывает на противоречивость и неопределен-
ность положения.
«В пространстве за пределами
Меру (Позвоночник. (Это и следующие за ним
17 примечаний сделаны переводчиком текста,
Артуром Авалоном [сэром Джоном Вудроффом].)),
слева и справа от нее, располагаются две схиры
(т. е. нади): Шаши (луна, т. е. женское начало,
или Шакти-рупа нади ида, с левой стороны)
и Михира (солнце, или мужское начало, пингала,
с правой стороны)). (Satcakranirupana, 1-3; tr.
Arthur Avalon, the Serpent Power. Madras, 1924,
p.4-12.)
… Согласно Саммохана-тантре (цит.
по «Шатчакранирупане»), ида – это Шакти,
а пингала – Пуруша. В других текстах говорится,
что лалана (т. е. ида) и расана (пингала)
проводят соответственно семя и яйцеклетку.
(«Садханамала», «Хеваджра-тантра» и «Херук-
та-тантра» цитируются по: Dasgupta, Intro-
duction to Tantric Buddhism, p. 119.) Но семя
есть сущность Шивы и луны, а менструальная
кровь (в целом отождествляемая с «раджасом
женщин») есть сущность Шакти и солнца
(«Горакшасиддхантасанграха», цит. Дасгуптой,
с. 172). В комментарии на «Дохакошу» Канхупады
сказано, что луна рождена из мужского семени,
а солнце – из яйцеклетки»
[3].
Формирование Сушумны
Чакры символически описываются через зву-
ковые вибрации (мантры), геометрические фи-
гуры (янтры), божества, органы чувств, органы
действия и т. д., а также – через первоэлементы
или таттвы. Каждая таттва имеет определенное
число лучей; из 6 чакр образуются 3 группы –
Огонь, Солнце и Луна (табл. 1). В
Тайтирья-
араньяке
говорится:
«Дэви – причина творения,
защиты и разрушения Вселенной покоится здесь
(Сахасраре), всегда соединенная с Садашивой, ко-
торый выше всех таттв, вечносияющий. Лучи ис-
текающие из ее тела, неисчислимы…360 из этих
лучей освещают мир в форме Огня, Солнца и Луны.
Эти 360 лучей образуются так: Агни (Огонь) 118,
Солнце 106, Луна 136»
[2].
Луна, Солнце и Огонь символизируют 3
«фундаментальные качества» мироздания (3
гуны – саттва, раджас, тамас) [2], биологиче-
ским аналогом которых являются 3 доши ин-
дийской аюрведической медицины –
капха
(флегма
или
слизь), питта (желчь)
и
вайю (пнев-
ма
или
ветер).
Соответствие
чакр и дош можно
определить по их расположению, указанному
в тибетском трактате
Чжуд-ши
(табл. 2).
«Слизь опирается на головной мозг, находится
наверху,
желчь опирается на диафрагму, находится
в середине,
ветер опирается на крестец, поясницу, нахо-
дится внизу»
[4].
Согласно
Общей теории восточной медици-
ны
3 доши – это функциональные группиров-
Таблица 1.
Соответствие чакр, таттв и гун
Чакра
Элемент
(таттва)
Кол-во
лучей
таттвы
Кол-во
лучей
группы
Группа
Гуна
1
Муладхара
Земля
56
118
Огонь
Тамас
2
Свадхистхана
Вода
62
3
Манипура
Огонь
52
106
Солнце
Раджас
4
Анахата
Воздух
54
5
Вишуддха
Эфир
72
136
Луна
Саттва
6
Аджна
Маха-таттва
64