Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 64 Next Page
Page Background

МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

10

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (8) 2014

ной. Согласно этому учению, высшего существо-

вания можно достичь путем соединения или сли-

яния человеческой личности с Вселенским Со-

знанием. Процесс йоги подразумевает расшире-

ние уровня сознания, что ведет к раскрытию вну-

тренней сущности человека, которое есть Чистое

Сознание; а все формы йоги (хатха-йога, раджа-

йога, джнана-йога и т. д.) – разные методы духов-

ной практики, ведущие к этой заветной цели.

Кундалини-йога – особая форма тантрической

йоги, в которой эффект достигается путем про-

никновения в 6 центров тела (лотосы или чакры

(санскр., – круг, кольцо)) космической силыКун-

далини (санскр., – свернутая кольцом). Эта сила

описывается, как «Чистое Сознание», первичная

Природа (Пракрити), «Божественная сила» и т.д.,

«это она поддерживает все существаМира посред-

ством вдыхания и выдыхания». Творческая сила

Кундалини-Шакти в человеческом теле символи-

чески изображается в виде змеи, которая дремлет

в нижнем центре Муладхара-чакре. Пробуждаясь,

она поднимается вверх для соединения с Шивой

(статический аспект Космического Сознания),

который реализует себя в высшем мозговом цен-

тре Сахасрара-лотосе. При восхождении Кунда-

лини активизирует чакры, которые расположены

вдоль позвоночника.

Традиционно чакры соотносятся с нервными

сплетениями и эндокринными железами. Одна-

ко, несмотря на удивительное соответствие фор-

мального описания данной системы с анатоми-

ческим расположением нервных сплетений,

а также на

соответствие их ментальных харак-

теристик с психическими функциями и процес-

сами – чакры сложно определить в категориях

лишь одной научной дисциплины (физиология,

психология, философия и т. п.).

«

Делать так, значит не просто искажать

дело, но уничтожить его, потому что физиология

не знает чакр, т. к. они существуют самостоя-

тельно, т. е. как центры сознания и активности

сукшма-прана-вайю или тонкой жизненной силы,

хотя они имеют дело с грубым телом, которое

имеет связь с ними»

(сэр Дж. Г. Вудрофф).

В буддийских тантрах говорится о 4 чакрах:

пупочной, сердечной, горловой и мозговой

(относительно числа и расположения этих чакр

мнения источников зачастую расходятся). 3

первые чакры–местоположение трех

тел Будды:

причинного, тонкого

и

плотного

или

грубого

.

При-

чинное тело

или тело семени – суть бестелесный

Дух, который в момент зачатия попадает в мат-

ку и дает начало развитию эмбриона. Из него

в дальнейшем «растут»

тонкое

и

плотное

тела

.

Тонкое тело

, возникающее в первые два месяца

развития эмбриона, состоит из многочисленных

невидимых сосудов (каналов) по которым цир-

кулирует жизненная сила. Считается, что в за-

родыше первыми возникают 3 сосуда, которые

называются формирующими. Главный сосуд-

ток пролегает от макушки до половых органов.

2 других формирующих сосуда проходят вблизи

справа и слева от центрального сосуда. 3 форми-

рующих сосуда переплетаются и разветвляются,

образуя чакры. В результате дальнейших раз-

ветвлений вокруг чакр образуется сеть из более

мелких сосудов (

управляющие сосуды

), которые

ведают функционированием органов чувств,

«порождают шесть видов чувственного воспри-

ятия», отвечают за воспроизведение рода и т. д.

[1].

Формирование

плотного

или

грубого

тела

стимулируется и поддерживается жизненными

силами

тонкого тела.

Наиболее подробно учение о чакрах представ-

лено в

Сат-Чакра-Нирупане

, написанного в 16 в.

Пуранандой Свами. Согласно этому источнику,

существуют 6 основных чакр: Муладхара (мула-

корень, дхара- опора); Свадхистхана (сладость,

обитель «Я»); Манипура (сияющая драгоцен-

ность, город из драгоценных камней); Анахата

(непроизведенная, невозгорающаяся (мирскими

страстями), неподвергавшаяся удару); Вишуддха

(чистая, непорочная); Аджна (знать, различать,

командовать) и мозговой центр Сахасрара (тыся-

челепестковый). Из множества сосудов

тонкого

тела

3 формирующих сосуда, которые в индий-

ской традиции называются Ида, Пингала и Су-

шумна, считаются важнейшими. Сушумна начи-

нается у основания позвоночника и поднимается

вверх через спинномозговой канал. В области

среднего мозга (Аджна-чакра) она разветвляется:

передняя и задняя ее ветви по разным путям под-

ходят к Брахма-рандхру

(это место соответствует

родничку и считается десятыми вратами тела).

Внутри Сушумны проходят 3 канала (нади) –

Ваджра-нади, Читрини-нади или Ситрини-нади

и Брахма-нади.

«Ст. 2

(Сат-Чакра-Нирупана)

говорит, что внутри Ваджры, которая сама на-

ходится внутри Сушумны, находится Ситрини,

на которую нанизаны лотосы как драгоценные кам-

ни и что она, подобно паутине, пересекает все ло-

тосы, которые находятся внутри спинной кости….

Некоторое смущение вызывает утверждение в ст.

51, что лотосы находятся в или на Брахма-нади…

Комментатор Вишванандха цитирует из Майя-

Тантры и говорит, что все шесть лотосов привя-

заны к Читрини-нади. Из всего этого ясно возни-

кает вывод, что лотосы находятся в позвоночном

столбе, в Сушумне, но не в нервных сплетениях, ко-

торые окружают его»

[2]. Сушумну также назы-

вают Брахма-нади, махапатха («великий путь»),

шмашана («кладбище»), шамбхави (одно из имен