МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
10
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (8) 2014
ной. Согласно этому учению, высшего существо-
вания можно достичь путем соединения или сли-
яния человеческой личности с Вселенским Со-
знанием. Процесс йоги подразумевает расшире-
ние уровня сознания, что ведет к раскрытию вну-
тренней сущности человека, которое есть Чистое
Сознание; а все формы йоги (хатха-йога, раджа-
йога, джнана-йога и т. д.) – разные методы духов-
ной практики, ведущие к этой заветной цели.
Кундалини-йога – особая форма тантрической
йоги, в которой эффект достигается путем про-
никновения в 6 центров тела (лотосы или чакры
(санскр., – круг, кольцо)) космической силыКун-
далини (санскр., – свернутая кольцом). Эта сила
описывается, как «Чистое Сознание», первичная
Природа (Пракрити), «Божественная сила» и т.д.,
«это она поддерживает все существаМира посред-
ством вдыхания и выдыхания». Творческая сила
Кундалини-Шакти в человеческом теле символи-
чески изображается в виде змеи, которая дремлет
в нижнем центре Муладхара-чакре. Пробуждаясь,
она поднимается вверх для соединения с Шивой
(статический аспект Космического Сознания),
который реализует себя в высшем мозговом цен-
тре Сахасрара-лотосе. При восхождении Кунда-
лини активизирует чакры, которые расположены
вдоль позвоночника.
Традиционно чакры соотносятся с нервными
сплетениями и эндокринными железами. Одна-
ко, несмотря на удивительное соответствие фор-
мального описания данной системы с анатоми-
ческим расположением нервных сплетений,
а также на
соответствие их ментальных харак-
теристик с психическими функциями и процес-
сами – чакры сложно определить в категориях
лишь одной научной дисциплины (физиология,
психология, философия и т. п.).
«
Делать так, значит не просто искажать
дело, но уничтожить его, потому что физиология
не знает чакр, т. к. они существуют самостоя-
тельно, т. е. как центры сознания и активности
сукшма-прана-вайю или тонкой жизненной силы,
хотя они имеют дело с грубым телом, которое
имеет связь с ними»
(сэр Дж. Г. Вудрофф).
В буддийских тантрах говорится о 4 чакрах:
пупочной, сердечной, горловой и мозговой
(относительно числа и расположения этих чакр
мнения источников зачастую расходятся). 3
первые чакры–местоположение трех
тел Будды:
причинного, тонкого
и
плотного
или
грубого
.
При-
чинное тело
или тело семени – суть бестелесный
Дух, который в момент зачатия попадает в мат-
ку и дает начало развитию эмбриона. Из него
в дальнейшем «растут»
тонкое
и
плотное
тела
.
Тонкое тело
, возникающее в первые два месяца
развития эмбриона, состоит из многочисленных
невидимых сосудов (каналов) по которым цир-
кулирует жизненная сила. Считается, что в за-
родыше первыми возникают 3 сосуда, которые
называются формирующими. Главный сосуд-
ток пролегает от макушки до половых органов.
2 других формирующих сосуда проходят вблизи
справа и слева от центрального сосуда. 3 форми-
рующих сосуда переплетаются и разветвляются,
образуя чакры. В результате дальнейших раз-
ветвлений вокруг чакр образуется сеть из более
мелких сосудов (
управляющие сосуды
), которые
ведают функционированием органов чувств,
«порождают шесть видов чувственного воспри-
ятия», отвечают за воспроизведение рода и т. д.
[1].
Формирование
плотного
или
грубого
тела
стимулируется и поддерживается жизненными
силами
тонкого тела.
Наиболее подробно учение о чакрах представ-
лено в
Сат-Чакра-Нирупане
, написанного в 16 в.
Пуранандой Свами. Согласно этому источнику,
существуют 6 основных чакр: Муладхара (мула-
корень, дхара- опора); Свадхистхана (сладость,
обитель «Я»); Манипура (сияющая драгоцен-
ность, город из драгоценных камней); Анахата
(непроизведенная, невозгорающаяся (мирскими
страстями), неподвергавшаяся удару); Вишуддха
(чистая, непорочная); Аджна (знать, различать,
командовать) и мозговой центр Сахасрара (тыся-
челепестковый). Из множества сосудов
тонкого
тела
3 формирующих сосуда, которые в индий-
ской традиции называются Ида, Пингала и Су-
шумна, считаются важнейшими. Сушумна начи-
нается у основания позвоночника и поднимается
вверх через спинномозговой канал. В области
среднего мозга (Аджна-чакра) она разветвляется:
передняя и задняя ее ветви по разным путям под-
ходят к Брахма-рандхру
(это место соответствует
родничку и считается десятыми вратами тела).
Внутри Сушумны проходят 3 канала (нади) –
Ваджра-нади, Читрини-нади или Ситрини-нади
и Брахма-нади.
«Ст. 2
(Сат-Чакра-Нирупана)
говорит, что внутри Ваджры, которая сама на-
ходится внутри Сушумны, находится Ситрини,
на которую нанизаны лотосы как драгоценные кам-
ни и что она, подобно паутине, пересекает все ло-
тосы, которые находятся внутри спинной кости….
Некоторое смущение вызывает утверждение в ст.
51, что лотосы находятся в или на Брахма-нади…
Комментатор Вишванандха цитирует из Майя-
Тантры и говорит, что все шесть лотосов привя-
заны к Читрини-нади. Из всего этого ясно возни-
кает вывод, что лотосы находятся в позвоночном
столбе, в Сушумне, но не в нервных сплетениях, ко-
торые окружают его»
[2]. Сушумну также назы-
вают Брахма-нади, махапатха («великий путь»),
шмашана («кладбище»), шамбхави (одно из имен