Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  29 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 64 Next Page
Page Background

ОБЗОРЫ

29

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (6) 2013

чения, и тем самым они обусловливают необхо-

димость внимательного рассмотрения и анализа

многовекового медицинского опыта, являюще-

гося частью народной культуры.

Историческая справка

Наиболее известными нам из античных ме-

дицинских систем являются индийская, китай-

ская и средиземноморская медицина. Основы

средиземноморской медицины были заложены

в Древнем Шумере и Вавилонии, развивались

в Древней Греции, Древнем Риме, Персии,

Византии, арабских халифатах, в других стра-

нах, в том числе и Армении. Армения являлась

сопредельной территорией вышеупомянутых

государств. Через нее проходили огромные по-

токи людей, которые и способствовали распро-

странению знаний, а также обмену природными

лекарственными субстанциями. В армянской

литературе существуют ссылки на употребле-

ние при лечении экзотических наименований,

например, китайского тапашира, цейлонской

корицы и др. В римской империи был известен

исследователь Диоскорид Педаний (1 век н.э.),

написавший труд «О врачебной материи», не-

пререкаемо авторитетный до XVI века. В этом

труде описано более 600 лекарственных расте-

ний, в том числе многие из них произрастающие

в Армении.

В армянскую медицину из медицины фри-

гийцев пришел обычай лечения тяжких забо-

леваний игрой на музыкальных инструментах

и плясками. Полагают, что Асклепиад поза-

имствовал эту методику и ввел ее в греческую

медицину [4, 5, 6]. В Междуречье – Шумере

и Вавилонии использовали для лечения сред-

ства (субстанции) растительного, минерально-

го и животного происхождения. Ряд рецептов

и сведения об изготовлении лекарственных

форм сохранились до нашего времени. Многие

из них встречаются позже в армянских лечеб-

ных традициях. Целебные индийские растения

вывозили морскими путями в Парфию, страны

Средиземноморского бассейна и далее по суше,

в том числе в Армению. Плиний Старший

в I веке н.э. пишет о ежегодном «отливе» в Ин-

дию и Китай огромного количества сестерциев

в уплату за черный перец, пряности, благовон-

ные смолы и другие ароматические вещества.

Пряности играли большую роль в поддержании

здоровья, которое в античном обществе оцени-

вали как гражданскую доблесть [7, 8, 9].

В античные времена врачебное искусство

в значительной степени носило мистический

характер. Болезнь представляли в виде злого

духа, внедряющегося в организм. Существова-

ли различные обряды, амулеты, лекарственные

средства и хирургические процедуры, напри-

мер, трепанация черепа, для изгнания этого

злого начала. В правление лучшего из урартий-

ских царей Менуа (810-785 гг. до н.э.) в Урарту

на территории будущей Армении были открыты

разные медицинские и гигиенические учрежде-

ния. [10, 11, 12, 13].

Греческая языческая религия достигла наи-

высшего расцвета ко II тысячелетию до н.э.

К VII веку до н.э. сложился культ Асклепия, за-

родилось храмовое врачевание, постепенно ста-

ли складываться медицинские школы. В одной

из школ стало формироваться представление

о четырех телесных соках, благоприятное сме-

шение которых обусловливает здоровье, а не-

благоприятное – болезнь. На этой основе воз-

никла гуморальная теория заболеваний, которая

была принята и среди армянских врачей. Непре-

рекаемым авторитетом для армянских врачей

был Гален. О нем слагали легенды. В армянских

сказках и преданиях фигурирует имя искусно-

го целителя Лохмана. Его часто отождествляют

с Галеном. Гален различал варианты действия

лекарств – основного действия (горячего, хо-

лодного, влажного, сухого) и его изменений

при приеме внутрь и специфического действия

(рвотного, слабительного и пр.).

Царь Вагаршак (II век до н.э.) осушал болоти-

стые регионы, создавая великолепные цветники

и сады. Тигран II Великий (I век до н.э.) приве-

чал в Армении врачевателей греческого проис-

хождения. А царь Арташес (I век до н.э.) посадил

вокруг крепости сад из благовонных растений,

использовавшихся для приготовления лекарств

в соответствии с учением Асклепия. Из армян-

ских трав знаменитый понтийский полководец

Митридат, слывший, по словам Плиния, одним

из самых знаменитых врачей Востока, готовил

сложное средство, многие века называемое ле-

карством, или териаком, Митридата. В состав

его входило более 60 компонентов. Эффект его

был предметом изучения римскими, византий-

скими и арабскими врачами, ему посвящали

трактаты, он был упразднен европейскими фар-

макопеями только в 1908 г. Специальные ис-

следования по териаку имеются и на армянском

языке. В рукописи Матенадарана №№746-759

неизвестный автор признает, что териак – хо-

рошее противоядие от укусов змей, скорпионов,

бешеных собак, эффективен при головных бо-

лях, кашле, кровотечении изо рта, болях в же-

лудке и пр. [14, 15].

Сохранились высказывания по медицине

армянского философа Езника (IV век) [16, 17].