ОБЗОРЫ
29
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (6) 2013
чения, и тем самым они обусловливают необхо-
димость внимательного рассмотрения и анализа
многовекового медицинского опыта, являюще-
гося частью народной культуры.
Историческая справка
Наиболее известными нам из античных ме-
дицинских систем являются индийская, китай-
ская и средиземноморская медицина. Основы
средиземноморской медицины были заложены
в Древнем Шумере и Вавилонии, развивались
в Древней Греции, Древнем Риме, Персии,
Византии, арабских халифатах, в других стра-
нах, в том числе и Армении. Армения являлась
сопредельной территорией вышеупомянутых
государств. Через нее проходили огромные по-
токи людей, которые и способствовали распро-
странению знаний, а также обмену природными
лекарственными субстанциями. В армянской
литературе существуют ссылки на употребле-
ние при лечении экзотических наименований,
например, китайского тапашира, цейлонской
корицы и др. В римской империи был известен
исследователь Диоскорид Педаний (1 век н.э.),
написавший труд «О врачебной материи», не-
пререкаемо авторитетный до XVI века. В этом
труде описано более 600 лекарственных расте-
ний, в том числе многие из них произрастающие
в Армении.
В армянскую медицину из медицины фри-
гийцев пришел обычай лечения тяжких забо-
леваний игрой на музыкальных инструментах
и плясками. Полагают, что Асклепиад поза-
имствовал эту методику и ввел ее в греческую
медицину [4, 5, 6]. В Междуречье – Шумере
и Вавилонии использовали для лечения сред-
ства (субстанции) растительного, минерально-
го и животного происхождения. Ряд рецептов
и сведения об изготовлении лекарственных
форм сохранились до нашего времени. Многие
из них встречаются позже в армянских лечеб-
ных традициях. Целебные индийские растения
вывозили морскими путями в Парфию, страны
Средиземноморского бассейна и далее по суше,
в том числе в Армению. Плиний Старший
в I веке н.э. пишет о ежегодном «отливе» в Ин-
дию и Китай огромного количества сестерциев
в уплату за черный перец, пряности, благовон-
ные смолы и другие ароматические вещества.
Пряности играли большую роль в поддержании
здоровья, которое в античном обществе оцени-
вали как гражданскую доблесть [7, 8, 9].
В античные времена врачебное искусство
в значительной степени носило мистический
характер. Болезнь представляли в виде злого
духа, внедряющегося в организм. Существова-
ли различные обряды, амулеты, лекарственные
средства и хирургические процедуры, напри-
мер, трепанация черепа, для изгнания этого
злого начала. В правление лучшего из урартий-
ских царей Менуа (810-785 гг. до н.э.) в Урарту
на территории будущей Армении были открыты
разные медицинские и гигиенические учрежде-
ния. [10, 11, 12, 13].
Греческая языческая религия достигла наи-
высшего расцвета ко II тысячелетию до н.э.
К VII веку до н.э. сложился культ Асклепия, за-
родилось храмовое врачевание, постепенно ста-
ли складываться медицинские школы. В одной
из школ стало формироваться представление
о четырех телесных соках, благоприятное сме-
шение которых обусловливает здоровье, а не-
благоприятное – болезнь. На этой основе воз-
никла гуморальная теория заболеваний, которая
была принята и среди армянских врачей. Непре-
рекаемым авторитетом для армянских врачей
был Гален. О нем слагали легенды. В армянских
сказках и преданиях фигурирует имя искусно-
го целителя Лохмана. Его часто отождествляют
с Галеном. Гален различал варианты действия
лекарств – основного действия (горячего, хо-
лодного, влажного, сухого) и его изменений
при приеме внутрь и специфического действия
(рвотного, слабительного и пр.).
Царь Вагаршак (II век до н.э.) осушал болоти-
стые регионы, создавая великолепные цветники
и сады. Тигран II Великий (I век до н.э.) приве-
чал в Армении врачевателей греческого проис-
хождения. А царь Арташес (I век до н.э.) посадил
вокруг крепости сад из благовонных растений,
использовавшихся для приготовления лекарств
в соответствии с учением Асклепия. Из армян-
ских трав знаменитый понтийский полководец
Митридат, слывший, по словам Плиния, одним
из самых знаменитых врачей Востока, готовил
сложное средство, многие века называемое ле-
карством, или териаком, Митридата. В состав
его входило более 60 компонентов. Эффект его
был предметом изучения римскими, византий-
скими и арабскими врачами, ему посвящали
трактаты, он был упразднен европейскими фар-
макопеями только в 1908 г. Специальные ис-
следования по териаку имеются и на армянском
языке. В рукописи Матенадарана №№746-759
неизвестный автор признает, что териак – хо-
рошее противоядие от укусов змей, скорпионов,
бешеных собак, эффективен при головных бо-
лях, кашле, кровотечении изо рта, болях в же-
лудке и пр. [14, 15].
Сохранились высказывания по медицине
армянского философа Езника (IV век) [16, 17].