Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 76 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 76 Next Page
Page Background

МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ

7

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (18) 2016

к выводу, что настоящие матери, разумеется,

лучше: «Тряпочная мать может снабжать детены-

ша молоком, но не из такой удобной «посуды»,

как живая. Настоящая мать не дает малышу со-

сать после того, как он насытился, тогда как ни-

какая искусственная мать не может остановить

бесполезное сосание. Настоящая мать приучает

детеныша помещать фекалии в одно место, учит

своего младенца понимать жесты и голосовые

сигналы других обезьян. Настоящая мать под-

вижна и реагирует на все нужды младенца, а сур-

рогатная может лишь пассивно все принимать.

Позднее мать играет активную роль в отторже-

нии младенца от себя и это наталкивает его на об-

следование окружающей среды. Наконец (и это

особенно важно для развития будущей способ-

ности к общению со сверстниками), настоящая

мать с гораздо большим успехом может регули-

ровать первые младенческие игры [4].

Обобщая своя наблюдения, Харлоу с сотруд-

никами пришли к выводу, что основой форми-

рования многих типов социального и полового

взаимодействия является любовь, которая у ма-

как-резусов развивается путем последователь-

ной смены и взаимодействия главных видов,

или «систем», любви, к которым относятся ма-

теринская любовь, любовь младенца к матери,

любовь к сверстникам, гетеросексуальная лю-

бовь, отцовская любовь. Играя, обезьянка вре-

мя от времени притрагивается к искусственной

матери, чтобы прогнать страх и обрести уве-

ренность. Важная функция материнской люб-

ви – направлять игру малышей так, чтобы они

успешно играли вместе, а не порознь. Таким

образом, материнская любовь оказывается эта-

пом в развитии любви к сверстникам, которую

супруги Харлоу считают самым важным видом

любви с точки зрения её роли на протяжении

всей жизни животного. Возникая на основе

любопытства и исследовательской деятельно-

сти и развиваясь затем в процессе игр, общение

со сверстниками способствует формированию

привязанности к товарищам и развитию основ-

ных социальных ролей [5].

Психосоматические состояния относят к по-

граничной патологии, что требует более широ-

кого круга интегративных знаний, чем узкоспе-

циализированный подход. Врачу необходимо

измерить и даже «почувствовать» состояние ин-

стинкта и соответствующих ему органов и ме-

ридианов, что позволяет построить адекват-

ную и комплексную схему лечения. Сочетание

и взаимодействие пяти базисных, генетически

детерминированных человеческих инстин-

ктов, реализующих исторический опыт сотен

тысяч поколений (предшествующих живых су-

ществ в эволюционном ряду) является базисом

для формирования психики и поведения каж-

дого индивидуума в процессе его социализации

через воспитание и обучение («социальная на-

следственность»). Крайние формы соотноше-

ния генетически и социально детерминирован-

ного поведения в эволюционном ряду живых

организмов располагаются между полным от-

сутствием необходимости в родительской опеке

и социализации у низших животных (акулы, че-

репахи) и необходимостью многолетнего обуче-

ния к приспособлению в среде обитания у при-

матов и особенно у человека.

Попытка анализа отдельных составляющих

инстинктивного поведения человека приводит

к мысли о том, что должна существовать ие-

рархия инстинктов, исходя из участия каждого

в сохранении и обеспечении выживания отдель-

ного индивидуума и вида в целом. Два дополни-

тельных инстинкта «второго ранга», обеспечи-

вающие сохранение и выживание вида живых

существ в целом – половой и родительский.

Их можно назвать «общественными» или «со-

циальными». Они ответственны за генетиче-

скую и социальную наследственность. Внутри

комплекса личностных инстинктов, возможно,

выстроить дополнительную иерархию, исходя

из усилий, затрачиваемых организмом на их ре-

ализацию. Инстинкт рассматривается как ком-

плекс первичных по отношению к психической

деятельности качеств. Каждый инстинкт пред-

ставляет собой определенную сложную сово-

купность осуществляющих его реализацию ана-

томических структур, химических и физиоло-

гических процессов, порождающих постоянно

или в определенные промежутки времени, четко

выраженные мотивации и чувства, требующие

удовлетворения.

По древнекитайским представлениям все яв-

ления Вселенной возникли из движения и из-

менений пяти элементов материи: дерева, огня,

земли, металла и воды. В более позднее время

свойства этих пяти элементов были абстрагиро-

ваны от их материального начала и использова-

ны для объяснения взаимных функций вещей.

При этом была действительна закономерность,

заключавшаяся в том, что эти пять субстанций

или движений находятся в циклической зависи-

мости, которая выражается во взаимном содей-

ствии и взаимном ограничении [6]. Эта система

использовалась для упорядочения представ-

лений о многообразных отношениях человека

и природы. При отнесении различных вещей

и явлений на основе аналогии к отдельным пер-

воэлементам из числа пяти, определенную роль

играли их сущность, действие и форма. Клас-