Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 76 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 76 Next Page
Page Background

МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ

6

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (18) 2016

ника) делим на 309 (сумма точек 12 меридианов)

и умножаем на 100% – 31: 309 х 100 = 10% [3].

Широкому кругу читателей малоизвестны

труды американского психолога Гарри Фреде-

рика Харлоу (1905-1981 гг.). Изучая развитие

способностей к научению, Харлоу изолировал

молодых обезьян от взрослых, с тем, чтобы ис-

ключить влияние последних на формирование

навыков. Детенышей отнимали от матерей че-

рез несколько часов после рождения и держали

в индивидуальных клетках. Сравнивая затем

животных, полностью изолированных в те-

чение 3, 6 и 12 месяцев, исследователи уста-

новили факт инвалидизации, углублявшейся

пропорционально длительности пребывания

в одиночестве. Если обезьяны, изолированные

на 3 месяца, будучи выпущены в вольеру, про-

являли признаки сильнейших эмоциональных

расстройств, но все же, в конце концов, адапти-

ровались к жизни среди сородичей. Обезьянки,

изолированные на 6 месяцев и затем выпущен-

ные к сверстникам, уже не могли оправиться

до конца своей жизни: они сидели, сжавшись

в комок, обхватив себя руками и раскачива-

ясь, полностью уйдя в себя. За 8 последующих

месяцев они так и не смогли войти в контакт

со своими нормальными ровесниками, и лишь

немногие иногда проявляли интерес друг к дру-

гу и пытались вступить в игру между собой.

Что же касается 12-месячной полной изоляции,

то у таких животных полностью отсутствовали

какие бы то ни было зачатки исследовательской

или игровой активности (подавление познава-

тельного инстинкта). Через 10 недель пришлось

прекратить наблюдения над содержанием этих

животных в общем вольере, так как нормальные

обезьяны буквально разрывали 12-месячных

изолятов на части, а те не делали никаких, по-

пыток защищаться (подавление инстинкта са-

мосохранения).

Почему же даже частичная социальная изо-

ляция, которая кажется сравнительно мягким

видом воздействия, сказывается па поведении

животного столь разрушительно? Обезьяна,

воспитывающаяся в частичной социальной изо-

ляции, не знает материнской любви. Поскольку

она живет в клетке, у нее не может возникнуть

чувство привязанности к сверстникам, которое

для своего развития требует физического обще-

ния с другими молодыми обезьянами.

Часть самок, воспитывавшихся в полной изо-

ляции, были затем искусственно оплодотворе-

ны, и тогда Харлоу с сотрудниками обнаружили,

что ими создан новый вид животного, который,

получил у них название «без-мамной мамы».

Такая обезьяна-мать, выросшая без матери

и не знавшая материнской любви, и сама не ис-

пытывала любви к своим детям (Подавление ма-

теринского инстинкта). Многие подобные обе-

зьяны-матери не обращали на своих детенышей

никакого внимания, но были и такие, которые

обращались с ними необычайно жестоко – при-

давливали малыша лицом к полу, откусывали

у него пальцы и кисти, а одна из них даже вло-

жила голову младенца себе в рот и раскусила ее.

На основании этих фактов Харлоу с сотрудника-

ми пришли к выводу, что для нормального ста-

новления основных форм социального и полово-

го взаимодействия между отдельными взрослы-

ми обезьянами необходимо, начиная с младенче-

ства, обеспечить им специфическое эмоциональ-

ное воздействие, носителем которого на самых

ранних стадиях онтогенеза является мать.

Для выяснения компонентов, наиболее важ-

ных для нормального психофизиологического

формирования особи, были сконструированы,

различные типы суррогатных заменителей ма-

тери, одни из которых обеспечивали детенышу

ощущение комфорта, вызываемое прикосно-

вением к телу «искусственной» матери, дру-

гие – удовольствие от сосания или чувство на-

сыщения. В подавляющем большинстве случаев

младенцы предпочитали тряпочных матерей,

не кормивших их молоком, проволочным сурро-

гатам, дававшим молоко. С тех пор фотографии

маленьких обезьянок, доверчиво прижимаю-

щихся к мягкой искусственной матери, обошли

весь мир, наглядно продемонстрировав, что чув-

ство комфорта, возникающее у обезьяньего де-

теныша при прикосновении к матери, и есть

тот главный фактор, та главная побудительная

сила, которая привязывает его к ней. Наблюдая

за поведением малышей в изолированной ком-

нате, исследователи установили основное свой-

ство тряпочной матери – способность вселять

в младенцев чувства безопасности и уверенно-

сти. Если детеныша сажали в изолированную

комнату с игрушками, но без тряпочной матери

(или с проволочным суррогатом, дающим моло-

ко), то он обычно свертывался в комочек и виз-

жал от страха. Стоило, однако, внести туда же

тряпочную мать, как малыш поспешно ковылял

к ней и вцеплялся в нее изо всех сил.

Как только страх его проходил, детеныш на-

чинал обследовать окружающую обстановку

и играть, время от времени возвращаясь к сво-

ей неживой матери, чтобы потрогать или креп-

ко обнять ее и тем ослабить свое чувство страха

и неуверенности. В присутствии искусственной

матери обезьянка чувствует себя в полной без-

опасности. Сравнивая искусственных матерей

с настоящими мамами, исследователи пришли