Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 68 Next Page
Page Background

ЛЕКЦИИ

№ 2 (2) 2012

8

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

Первые свидетельства о целебных растени-

ях встречаются задолго до нашей эры у древних

цивилизаций Ближнего Востока —шумеров, ас-

сирийцев, вавилонян. Лекарственные растения

были известны и древним народам Восточной

и Юго-Восточной Азии. Достаточно полные

данные по истории фитотерапии сохранились

в одной из древнейших стран — в Китае. Исто-

рия традиционной китайской медицины, по до-

кументальным данным, насчитывает более 4-х

тысяч лет, но фактически она появилась значи-

тельно раньше.

Начало медицинской науки в Китае связы-

вают с легендарным императором Шэнь-нуном

(1-я половина III тыс. до н.э.). Шэнь-нун бэнь

цао цзин — «Канон корней и трав Шэнь-нуна»

(его также называют «Травник Шэнь-нуна»,

«Материя Медика Шэнь-нуна», «Классические

рецепты Божественного Землепашца»). По сути

это самая ранняя фармакопея, содержавшая

сведения о 365 «травах». Первоначальный текст

книги, формировавшийся с конца III века до н.э.

по начало I века н.э., не сохранился, но был позд-

нее интегрирован в «Бэнь-цао-цзин-цзи-чжу»

(Канон корней и трав с собранием комментари-

ев) Тао Хун-цзина. В последующих «травниках»

и «материя медика» приводились не только опи-

сания растений, но и способы, время сбора, ме-

тоды приготовления и употребления растений

для лечения. Такие книги на протяжении мно-

говековой истории Китая многократно переиз-

давались. В одной из последних, написанной Ли

Ши-чженем в XVI в., перечислены уже 1892 ле-

карственных растения.

Число исходных ингредиентов в прописях

для приготовления настоев, отваров, пилюль

и других лекарственных форм в традиционной

китайской медицине может достигать несколь-

ких десятков. Прописи имеют характерные опи-

сания действия, указывающие, на коррекцию

какого состояния оно направлено и перечень

симптомов, при наличии которых рекомендо-

вано применение данного рецепта (в том числе,

состояние языка и пульса). Особенности китай-

ской медицины связывают не только с развити-

ем особых философских теорий, но и с широ-

ким арсеналом лекарств, взятых из богатейшей

флоры страны. Ввоза лекарственных растений

в Китай практически не было, напротив, он сам

исторически выступал в роли экспортера расти-

тельного сырья и препаратов.

Древнеиндийская медицина также имеет

оригинальную философию и чрезвычайно бога-

тые и разнообразные растительные источники

для получения лекарств. Древнейшей санкрит-

ской медицинской книгой Индии, составлен-

ной до новой эры, считается «Аюр-веда» («На-

ука о жизни»). Она неоднократно перерабаты-

валась и дополнялась; в наиболее известных

изданиях содержится от 500 до 700 описаний

лекарственных растений, взятых из богатейшей

местной флоры. Лечебные средства, упоминав-

шиеся в «Аюрведе», до сих пор используются

в индийской медицине, а некоторые — в меди-

цине других стран.

На базе древнеиндийской медицины, при-

внесенной в Тибет вместе с буддизмом (VIII в.

н.э.), появляется тибетская медицина. С сан-

скрита на тибетский язык были переведены

многие книги, и ими пользуются до сих пор.

Наибольшую известность получила «Джудши»

(«Сущность целебного»), составленная на ос-

нове «Аюрведы». В этом источнике индийская

медицина, хотя и сохранила свои теории и тра-

диции, но была значительно переработана и ви-

доизменена в плане ассортимента лекарствен-

ных средств. Одновременно тибетская медици-

на пополнялась опытом китайской и монголь-

ской медицины и, в свою очередь, продвигалась

в Китай и Японию. Следствием этих процессов

стало дальнейшее пополнение перечня лекар-

ственных растений и разносторонность сведе-

ний об их лечебном использовании.

Одна из древнейших культур Средиземно-

морья — Вавилонская отличалась широкими

культурными связями с другими странами того

времени, в том числе и с такими отдаленными,

как Индия и Китай. Медицинские представле-

ния Древнего Вавилона являлись прямым про-

должением древнейших шумерийских знаний,

а при дальнейшем развитии культура Вавилона,

ассимилировавшая знания из различных ис-

точников, дала начало медицинским системам

Ассирии и Эллады. Древнеегипетская медицина

также повлияла на развитие медицины сосед-

них культур, включая культуру Древней Греции

и других стран античного мира. Первое дошед-

шее до нас обстоятельное сочинение о лекар-

ственных растениях, в котором приведено науч-

ное обоснование их применения, принадлежит

крупнейшему мыслителю, древнегреческому

врачу, одному из родоначальников современ-

ной научной медицины Гиппократу (460-377 гг.

до н.э.). В нем он описал 236 лекарственных рас-

тений, которые применялись тогда в медицине,

причем в своей практике Гиппократ использо-

вал их без переработки. Он считал, что лекар-

ственные вещества содержатся в природе в оп-

тимальном виде и что лекарственные растения

в необработанном виде или в виде соков ока-

зывают лучшее действие на человеческий орга-

низм. Описания многих растений встречаются