ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
18
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (24) 2018
с появлением новых органов и систем и прин-
ципиальным усложнением скелета. К примеру,
жабры замещаются лёгкими, изменяется пи-
тание, пищеварение, выделение и т. д. Законо-
мерно, что части этих сформировавшихся про-
то меридианов располагаются на конечностях,
с тем, чтобы информационно обеспечить воз-
можность их координированных движений, на-
правленных на перемещение животных на суше.
Рептилии-позвоночные с бескорковым моз-
гом и уровнями построения движений А и В го-
сподствовали на суше и в воздухе более 60
млн. лет, что свидетельствует о достаточно эф-
фективной системе управления движениями.
Тем не менее, «Природа» всё же нащупала путь
усовершенствования прото системы ТА. Ос-
нова осталась прежней: точки – меридианы –
эпифиз. Однако, в дополнение к эпифизу на-
чал формироваться, «надстраиваться над ним»,
ещё один орган, примерно с теми же функциями
в виде коры головного мозга. Хотя зачатки коры
отмечаются у высших пресмыкающихся, значи-
мого развития она достигает у птиц и, особенно,
у млекопитающих. Кора, по мере своего раз-
вития, информационно осваивала всё большее
и большее количество точек, не входящих число
1000 прото ТА. При этом, сами прото ТА, скорее
всего, выступали в качестве очагов или центров
сосредоточения и расширения зон «новых» то-
чек, контролируемых корой. Постепенно, на ос-
нове каждого из протомеридианов происходит
освоение «незанятого» «новыми» точками объ-
ёма тела и, таким образом, выстраивается соот-
ветствующий отдел коры головного мозга, свя-
занный с той или иной системой или органом,
в том числе и новообразованными. Например,
с ухом – органом слуха и равновесия, системой
терморегуляции и т. д.
Возникновение коры головного мозга
и остальные усовершенствования организма
обеспечили млекопитающих новыми возможно-
стями построения движений соответствующими
уровню С. Предыдущий уровень В, основанный
на деятельности протосистемы ТА, оптимизи-
рует локомоции за счёт анализа информации
о положении частей тела, головы, суставных
углах конечностей и т. п. Для этих целей вполне
достаточно фрагментарной информации, посту-
пающей из зон прото ТА. Постоянно стремясь
к превращению отдельных зон в целостную
структуру, уровень С «вписывает» выполняемые
движения в пространственное поле, оценка ко-
торого требует согласованного участия всех ор-
ганов чувств. При этом, выбирается наилучший
способ достижения цели, а в ответ на внезапные
изменения окружающих условий мгновенно
вносятся необходимые поправки в совокуп-
ность заранее намеченных перемещений.
Для обеспечения уровня С у млекопитающих
с достаточно высокой скоростью осуществляется
обработка значительного объёма информации,
поступающей как от «новых точек», для чего
и был создан счётно-аналитический аппарат
коры головного мозга, так и от органов чувств,
для чего возможности этого аппарата со време-
нем оказались эффективно приспособлены.
Следующий уровень D – это уровень дей-
ствий. В отличие от предшествующих уров-
ней движений, действия имеют определённую,
в том числе и смысловую, последовательность,
направленную на решение конкретных дви-
гательных задач, совершаемых, как правило,
с участием тех или иных предметов. Даже у наи-
более развитых млекопитающих – обезьян, этот
уровень находится в стадии становления, а про-
является он в полной мере только у человека.
В этой связи необходимо исследовать отличия
системы ТА приматов от человекообразных обе-
зьян и человека.
Существенным здесь является перестройка
меридиана мочевого пузыря в связи с утратой
последними хвоста. При этом, ТА «перекоче-
вали» на крестец, заднюю поверхность бедра,
подколенную ямку. У человека они описаны
как точки BL (31-40). Данные эволюционные
изменения, произошедшие в результате диалек-
тического скачка, сопровождались образовани-
ем в коре новых участков совсем особого строе-
ния, которые в значимых количествах имеются
только в мозгу человека. Именно эти участки
коры, вероятно более эффективны, чем пред-
шествующие, контролируют кратно возросший
информационный поток «новейших точек», за-
полнивших с достаточной плотностью весь ра-
нее неосвоенный объём тела, о чём свидетель-
ствует увеличение возможностей мозга, обеспе-
чивающего поддержание уровня D, появление
абстрактного и логического мышления, памяти,
членораздельной речи.
Ф. Энгельс отмечает: «Обратное влияние
развития мозга и подчинённых ему чувств, всё
более и более проясняющего сознания, спо-
собности к абстракции и к умозаключению,
на труд и язык, давало обоим всё новый толчок
к дальнейшему развитию» [8]. В двигательной
сфере усовершенствование механизмов термо-
регуляции, равновесия и ряда других, позволи-
ло перейти к прямохождению, что существенно
изменило скелет и освободило руки от опорных
функций, что положило начало развитию мел-
кой моторики и появлению недоступных ранее
человекообразным умений и навыков.