ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
35
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (19) 2017
Исторический аспект
Инстинкт (лат. instinctus – побуждение) –
целенаправленная приспособительная деятель-
ность, обусловленная врожденными механиз-
мами и совершающаяся под влиянием основ-
ных биологических потребностей. Понятие ин-
стинкт впервые ввёл древнегреческий философ
Хрисипп для характеристики поведения птиц
и других животных [1]. Ж. Ламетри положил
начало научному анализу инстинкта, связав
этот феномен с телесной организацией живот-
ных, со строением их нервной системы и под-
метив его автоматический характер. Ж. Кю-
вье подчеркнул такие особенности инстинкта,
как врожденность и стереотипность. Ученые
по-разному объясняли происхождение инстин-
кта. Е. В. Кондильяк характеризовал инстинкт
как редукцию ума. Х. Де Руа – как зародыш ума,
а Ж. Ламарк – как унаследование привычек,
возникших в результате удовлетворения жиз-
ненно важных потребностей [2]. По Ч. Дарвину,
существуют два источника формирования ин-
стинкта – унаследование свойств, приобретен-
ных в результате разумной деятельности, и бла-
годаря естественному отбору случайно возник-
ших, полезных для данного вида животных [3].
И.П. Павлов выявил рефлекторные механиз-
мы инстинкта как последовательность рефлек-
торных движений – это не только физиологиче-
ский, но и неосознанное психическое явление,
в основе которой лежат безусловные механизмы
[4]. Функциональная организация инстинкта
имеет общую с приобретенными формами по-
ведения архитектонику. Инстинкт включает ап-
параты афферентного синтеза, принятия реше-
ния, постановки цели к действию, действие, до-
стижение результата, удовлетворяющего доми-
нирующую потребность, и оценку достигнутого
результата. В отличие от приобретенных форм
целенаправленной деятельности, центральная
архитектоника инстинкта основывается глав-
ным образом на врожденных (генетических)
механизмах мотивации, памяти, принятия ре-
шения, постановки цели к действию, поведения
и оценки его результатов [5]. К. В. Судаков рас-
сматривал гипертрофированную роль сексуаль-
ного инстинкта как суть теории З. Фрейда. [6]
В реализации механизмов инстинкта при-
нимают участие и специальные внешние – так
называемые ключевые или освобождающие раз-
дражители. Инстинкт – иерархически органи-
зованный нервный механизм, который отвечает
на определённые предлагаемые и разрешающие
импульсы полностью скоординированными,
жизненно важными и свойственными виду дви-
жениями. [7]. Любая инстинктивная деятель-
ность строится по единой схеме: формирование
соответствующей потребности – ее удовлетворе-
ние. Инстинктивное поведение высших живот-
ных и человека строится на основе врожденных
связей подкорковых лимбических структур с ми-
нимумом корковых центров (поясная орбиталь-
ная и височная кора). И хотя участие коры голов-
ного мозга в инстинктивной деятельности огра-
ничено, оно является основой для образования
в индивидуальной жизни различных навыков,
определяя важное значение инстинкта в форми-
ровании высшей нервной деятельности человека.
Несмотря на обилие разрозненных сведе-
ний о роли инстинктов в научной литературе,
не было ни одной обобщающей концепции, об-
щей закономерности взаимодействия инстин-
ктов и их роли в психическом и физическом здо-
ровье человека. Психоанализ Фрейда обеспечил
прорыв в лечении больных сексуальными не-
врозами. Это обстоятельство послужило стиму-
лом для создания концепции закономерности
взаимодействия инстинктов человека, но вна-
чале нужно было провести «инвентаризацию»
инстинктов по принципу анатомо-физиологи-
ческого представительства в мозге (психике)
и теле (соме) – познавательный, сексуальный,
пищевой, родительский (материнский или от-
цовский) и самосохранения. Инстинкт смер-
ти по Фрейду, вероятнее всего, был расценен
как сниженный (или утраченный) инстинкт са-
мосохранения [8].
Тест классификации инстинктов
[9]
Люди отличаются друг от друга не только
цветом глаз, волос, ростом и т. д., но и выра-
женностью инстинктов. Кроме подавляющего
большинства так называемых средних есть люди
с повышением или понижением одного, или не-
скольких инстинктов.
1. Познавательный инстинкт.
а) Повышение познавательного инстин-
кта (стремление к творчеству, талант, гениаль-
ность).
б) Познавательный инстинкт в пределах нор-
мы.
в) Понижение познавательного инстинкта
(врожденное или приобретенное снижение ин-
теллекта – олигофрения).
2. Сексуальный инстинкт.
а) Повышение сексуального инстинкта – ли-
бидо (нимфомания, сатириазис).
б) Половое влечение в норме.
в) Понижение полового инстинкта – либидо
(гипосексуальность – асексуальность).