Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  18 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 64 Next Page
Page Background

ОБЗОРЫ

18

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (16) 2016

Архаичные представления

о влиянии космо-геофизических

и погодных факторов на человека

…философия мистических традиций,

или «неувядающая философия» – это

наиболее последовательное философ-

ское обоснование современных научных

теорий.

Фритьоф Капра [1]

Традиционная китайская медицина (III в.

до н.э), на основе которой сформировалась со-

временная рефлексотерапия, в качестве основ-

ных патогенных факторов любых заболеваний

рассматривала ветер, влажность, жар, сухость

и холод. Эти, далеко неполные с точки зрения

сегодняшней медицины воззрения, являются

историческим прототипом сформировавше-

гося в ХХ в. специального направления меди-

цинской науки и практики, известного под на-

званиями «метеопатология» или «медицинская

керосология» (от греч. keros-погода) [2]. Соглас-

но эпидемиологическим данным в экономиче-

ски развитых странах до 38% здоровых мужчин

и 52% здоровых женщин имеют повышенную

чувствительность к метеорологическим факто-

рам. В среднем каждый третий представитель

населения Земли в той или иной мере страдает

при резких изменениях погоды. Поэтому разра-

ботка методов коррекции и профилактики мете-

опатических (МПР) является одной из актуаль-

ных задач сегодняшней медицины [3, 4].

Представления о неразрывном единстве кос-

мо-геофизических факторов (КГФ) и человече-

ского бытия признавались всеми древними куль-

турами. Триада Небо – Человек – Земля является

одной из основополагающих концепций древне-

китайской философии и традиционной китай-

ской медицины (ТКМ) [5, 6]. Согласно этой кон-

цепции существование всех обитающих на Земле

биологических объектов, включая человека, про-

исходит во взаимодействии с десятью «небесны-

ми стволами» и двенадцатью «земными ветвями»

(рис. 1). При этом земные ветви рассматриваются

как «проявления воли Неба на Земле».

Представления о подчинённости человече-

ской жизни и функционирования организма

универсальным циклическим закономерностям

годовых, сезонных, суточных и иных природ-

ных циклов является одним из фундаменталь-

ных принципов ТКМ. Небесные стволы и зем-

ные ветви попарно соотносятся с категориями

Инь и Ян, а также с одной из пяти стихий цикла

У-Син, олицетворяющих, взаимосвязи основ-

ных природных явлений, в том числе, органы

и соответствующие им акупунктурные каналы

(АК), ткани и эмоции человека (табл. 1).

Эти воззрения, аналогично представлениям

об этиологической роли метеофакторов, следует

рассматривать как исторический прототип со-

Небесные стволы (

天干

)

1

(Цзя)

2

(И)

3

(Бин)

4

(Дин)

5

(У)

6

(Цзи)

7

(Гэнь)

8

(Синь)

9

(Жэнь)

10

(Гуй)

Человек

1

(Цзы)

2

(Чоу)

3

(Инь)

4

(Мао)

5

(Чэнь)

6

(Сы)

7

(У)

8

(Вэй)

9

(Шэнь)

10

(Ю)

11

(Сюй)

12

(Хай)

Земные ветви (

地支

)

Рис. 1.

Триединство Небо – Человек – Земля в древнекитайской натурфилософии.