ОБЗОРЫ
18
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (16) 2016
Архаичные представления
о влиянии космо-геофизических
и погодных факторов на человека
…философия мистических традиций,
или «неувядающая философия» – это
наиболее последовательное философ-
ское обоснование современных научных
теорий.
Фритьоф Капра [1]
Традиционная китайская медицина (III в.
до н.э), на основе которой сформировалась со-
временная рефлексотерапия, в качестве основ-
ных патогенных факторов любых заболеваний
рассматривала ветер, влажность, жар, сухость
и холод. Эти, далеко неполные с точки зрения
сегодняшней медицины воззрения, являются
историческим прототипом сформировавше-
гося в ХХ в. специального направления меди-
цинской науки и практики, известного под на-
званиями «метеопатология» или «медицинская
керосология» (от греч. keros-погода) [2]. Соглас-
но эпидемиологическим данным в экономиче-
ски развитых странах до 38% здоровых мужчин
и 52% здоровых женщин имеют повышенную
чувствительность к метеорологическим факто-
рам. В среднем каждый третий представитель
населения Земли в той или иной мере страдает
при резких изменениях погоды. Поэтому разра-
ботка методов коррекции и профилактики мете-
опатических (МПР) является одной из актуаль-
ных задач сегодняшней медицины [3, 4].
Представления о неразрывном единстве кос-
мо-геофизических факторов (КГФ) и человече-
ского бытия признавались всеми древними куль-
турами. Триада Небо – Человек – Земля является
одной из основополагающих концепций древне-
китайской философии и традиционной китай-
ской медицины (ТКМ) [5, 6]. Согласно этой кон-
цепции существование всех обитающих на Земле
биологических объектов, включая человека, про-
исходит во взаимодействии с десятью «небесны-
ми стволами» и двенадцатью «земными ветвями»
(рис. 1). При этом земные ветви рассматриваются
как «проявления воли Неба на Земле».
Представления о подчинённости человече-
ской жизни и функционирования организма
универсальным циклическим закономерностям
годовых, сезонных, суточных и иных природ-
ных циклов является одним из фундаменталь-
ных принципов ТКМ. Небесные стволы и зем-
ные ветви попарно соотносятся с категориями
Инь и Ян, а также с одной из пяти стихий цикла
У-Син, олицетворяющих, взаимосвязи основ-
ных природных явлений, в том числе, органы
и соответствующие им акупунктурные каналы
(АК), ткани и эмоции человека (табл. 1).
Эти воззрения, аналогично представлениям
об этиологической роли метеофакторов, следует
рассматривать как исторический прототип со-
Небесные стволы (
天干
)
1
甲
(Цзя)
2
乙
(И)
3
丙
(Бин)
4
丁
(Дин)
5
戊
(У)
6
己
(Цзи)
7
庚
(Гэнь)
8
辛
(Синь)
9
壬
(Жэнь)
10
癸
(Гуй)
Человек
1
子
(Цзы)
2
丑
(Чоу)
3
寅
(Инь)
4
卯
(Мао)
5
辰
(Чэнь)
6
巳
(Сы)
7
午
(У)
8
未
(Вэй)
9
申
(Шэнь)
10
酉
(Ю)
11
戌
(Сюй)
12
亥
(Хай)
Земные ветви (
地支
)
Рис. 1.
Триединство Небо – Человек – Земля в древнекитайской натурфилософии.