ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
54
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (9) 2014
реабилитация, метод Нордоффа-Роббинса, ана-
литическая МТ.
Вокалотерапия
– метод психосоматической
активации защитно-приспособительных ре-
акций, который базируется на оздоровитель-
ных свойствах классического пения и включает
в себя упражнения по акустической стимуляции
жизненно важных органов и упражнения, по-
вышающие адаптационные и интеллектуально-
эстетические способности человека. Вокалоте-
рапия собенно эффективна при лечении хрони-
ческих заболеваний легких, бронхов, сердечно-
сосудистых заболеваний, снижении иммуните-
та. Есть данные о пользе пения при синдроме
Альцгеймера.
Музыкально-педагогическая реабилитация
–
технология, использующая музыкально-педаго-
гические приемы для восстановления снижен-
ных или утраченных функций, психосенсорно-
го развития личности и общего оздоровления.
Особенно широко ведется с детьми, отстаю-
щими в развитии, с нарушениями слуха и речи.
Музыкально-педагогическая
реабилитация
способна решать как задачи непосредственной
компенсации нарушенных функций, так и ста-
билизации психоэмоционального состояния,
нарушениями которого часто страдают такие
дети. Музыкально-педагогический процесс
включает обучение детей пению, игре на музы-
кальных инструментах, движению под музыку
(ритмика, танцы, игры), прослушивания му-
зыки, музыкально-дидактические игры. Важно
помнить, что задания и игры, требующие усид-
чивости и статичного положения должны обя-
зательно сменяться двигательной активностью.
С помощью мониторинга состояния и тестов,
в ходе курса лечения, наблюдают за динамикой
в состоянии здоровья ребенка. Длительность ле-
чения определяется общим состоянием, особен-
ностями психики ребенка, характером заболева-
ния и в тяжелых случаях может длиться годами.
Аналитическая музыкотерапия
. Один из спе-
циалистов в этой области M. Priestley видит
возможность исследования бессознательного
посредством психоанализа «звукового самовы-
ражения» пациента, происходящего в процессе
совместного музицирования. Здесь использу-
ется психоанализ, который ведется на основе
теоретических концепций (Freud, Adler, Klein,
Schmolz и др.). Аналитическая музыкотерапия
используется в первую очередь при психозах,
неврозах и функциональных нарушениях.
Метод Нордоффа-Роббинса
известен по фа-
милиям своих авторов [7]. Clive Robbins (1927-
2011) – английский педагог по специальному
образованию, работавший в школе для детей c
множественными проблемами, и композитор
Paul Nordoff (1942-1996), в 1959 году совмест-
но разработали и предложили общественности
свой метод МТ, который достаточно широко ис-
пользуется более 50 лет. Данный метод еще но-
сит название креативной МТ. Его особенности
заключаются в том, что пациенты всех уровней
вовлекаются в процесс совместного с терапев-
том создания музыки с помощью музыкальных
инструментов, удобных для работы в условиях
клиники. Это стимулирует межличностную ком-
муникацию и взаимодействие между терапевтом
и пациентом. В числе показаний к применению:
отклонения в развитии, аутизм, эмоциональная
нестабильность, афазия, поведенческие наруше-
ния, сенсорный дефицит, психосоматические за-
болевания, внутренние болезни, психопатии.
Интегративные методы МТ
. К этой группе
относятся комбинированные методы, в которых
сочетаются разные технологии и подходы.
Игровая вокалотерапия
– новый способ пси-
хологической коррекции личности и оздоров-
ления, в котором используется активное пение
в сочетании с рецептивным воздействием музы-
кальными архетипами и ролевыми играми [8].
Музыкофармакотерапия
– инновационная
технология, в которой эффективность лекар-
ственных средств потенцируется одновремен-
ным музыкально-терапевтическим воздействи-
ем [9]. Данное изобретение может быть исполь-
зовано во всех случаях, требующих лекарствен-
ной терапии и выраженного органотропного
эффекта. Сначала пациент принимает лекар-
ственный препарат или этот препарат вводит-
ся внутрь парентерально. Затем по достижении
пика терапевтической концентрации лекарства
в крови пациент воздействует на свой организм
акустическими сигналами слышимого спектра,
при этом существует три варианта воздействия.
1) Внутренний вибрационный – путем ис-
полнения вокально-терапевтических упраж-
нений, во время которых держит свои ладони
на зонах или зоне, проекции которых соответ-
ствуют больному органу.
2) Внешний контактный – когда через транс-
ляторы, например, через устройства «Акутон»,
прикрепленные к коже в проекции больного
органа или рефлексогенной зоны, передаются
лечебно-акустические программы, записанные
на компакт-диски или иные носители.
3) Внешний слуховой – путем воздействия
акустическими сигналами слышимого спектра
в виде музыкальнотерапевтических программ,
для изменения психического и физического со-
стояния реципиента в нужном для лечебного
процесса направлении.