Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  54 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 54 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

54

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (9) 2014

реабилитация, метод Нордоффа-Роббинса, ана-

литическая МТ.

Вокалотерапия

– метод психосоматической

активации защитно-приспособительных ре-

акций, который базируется на оздоровитель-

ных свойствах классического пения и включает

в себя упражнения по акустической стимуляции

жизненно важных органов и упражнения, по-

вышающие адаптационные и интеллектуально-

эстетические способности человека. Вокалоте-

рапия собенно эффективна при лечении хрони-

ческих заболеваний легких, бронхов, сердечно-

сосудистых заболеваний, снижении иммуните-

та. Есть данные о пользе пения при синдроме

Альцгеймера.

Музыкально-педагогическая реабилитация

технология, использующая музыкально-педаго-

гические приемы для восстановления снижен-

ных или утраченных функций, психосенсорно-

го развития личности и общего оздоровления.

Особенно широко ведется с детьми, отстаю-

щими в развитии, с нарушениями слуха и речи.

Музыкально-педагогическая

реабилитация

способна решать как задачи непосредственной

компенсации нарушенных функций, так и ста-

билизации психоэмоционального состояния,

нарушениями которого часто страдают такие

дети. Музыкально-педагогический процесс

включает обучение детей пению, игре на музы-

кальных инструментах, движению под музыку

(ритмика, танцы, игры), прослушивания му-

зыки, музыкально-дидактические игры. Важно

помнить, что задания и игры, требующие усид-

чивости и статичного положения должны обя-

зательно сменяться двигательной активностью.

С помощью мониторинга состояния и тестов,

в ходе курса лечения, наблюдают за динамикой

в состоянии здоровья ребенка. Длительность ле-

чения определяется общим состоянием, особен-

ностями психики ребенка, характером заболева-

ния и в тяжелых случаях может длиться годами.

Аналитическая музыкотерапия

. Один из спе-

циалистов в этой области M. Priestley видит

возможность исследования бессознательного

посредством психоанализа «звукового самовы-

ражения» пациента, происходящего в процессе

совместного музицирования. Здесь использу-

ется психоанализ, который ведется на основе

теоретических концепций (Freud, Adler, Klein,

Schmolz и др.). Аналитическая музыкотерапия

используется в первую очередь при психозах,

неврозах и функциональных нарушениях.

Метод Нордоффа-Роббинса

известен по фа-

милиям своих авторов [7]. Clive Robbins (1927-

2011) – английский педагог по специальному

образованию, работавший в школе для детей c

множественными проблемами, и композитор

Paul Nordoff (1942-1996), в 1959 году совмест-

но разработали и предложили общественности

свой метод МТ, который достаточно широко ис-

пользуется более 50 лет. Данный метод еще но-

сит название креативной МТ. Его особенности

заключаются в том, что пациенты всех уровней

вовлекаются в процесс совместного с терапев-

том создания музыки с помощью музыкальных

инструментов, удобных для работы в условиях

клиники. Это стимулирует межличностную ком-

муникацию и взаимодействие между терапевтом

и пациентом. В числе показаний к применению:

отклонения в развитии, аутизм, эмоциональная

нестабильность, афазия, поведенческие наруше-

ния, сенсорный дефицит, психосоматические за-

болевания, внутренние болезни, психопатии.

Интегративные методы МТ

. К этой группе

относятся комбинированные методы, в которых

сочетаются разные технологии и подходы.

Игровая вокалотерапия

– новый способ пси-

хологической коррекции личности и оздоров-

ления, в котором используется активное пение

в сочетании с рецептивным воздействием музы-

кальными архетипами и ролевыми играми [8].

Музыкофармакотерапия

– инновационная

технология, в которой эффективность лекар-

ственных средств потенцируется одновремен-

ным музыкально-терапевтическим воздействи-

ем [9]. Данное изобретение может быть исполь-

зовано во всех случаях, требующих лекарствен-

ной терапии и выраженного органотропного

эффекта. Сначала пациент принимает лекар-

ственный препарат или этот препарат вводит-

ся внутрь парентерально. Затем по достижении

пика терапевтической концентрации лекарства

в крови пациент воздействует на свой организм

акустическими сигналами слышимого спектра,

при этом существует три варианта воздействия.

1) Внутренний вибрационный – путем ис-

полнения вокально-терапевтических упраж-

нений, во время которых держит свои ладони

на зонах или зоне, проекции которых соответ-

ствуют больному органу.

2) Внешний контактный – когда через транс-

ляторы, например, через устройства «Акутон»,

прикрепленные к коже в проекции больного

органа или рефлексогенной зоны, передаются

лечебно-акустические программы, записанные

на компакт-диски или иные носители.

3) Внешний слуховой – путем воздействия

акустическими сигналами слышимого спектра

в виде музыкальнотерапевтических программ,

для изменения психического и физического со-

стояния реципиента в нужном для лечебного

процесса направлении.