ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
56
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (5) 2013
Подходы к формированию
оздоровительного интерьера
и приёма фитотерапевтических
процедур
Создание оздоровительного интерьера в офи-
се нужно поручить специалисту, грамотному бо-
танику-садоводу. Но если такового не удалось
найти, то можно это сделать и своими силами.
Первое что необходимо – это любовь к расте-
ниям и страстное желание сделать «нечто» ори-
гинальное и сугубо своё. Для реализации жела-
ния нужно иметь помещение, в котором либо
есть много естественного света (много и боль-
ших окон), либо где нужно организовать хоро-
шее регулируемое дополнительное освещение
(что особенно и принципиально важно для се-
верных регионов нашей страны). Далее – подо-
брать растения в зависимости от назначения по-
мещения или особенностей специфики и про-
филя учреждения (см. конкретные рекоменда-
ции по ассортименту). Само место для сеансов
фитотерапии может иметь несколько посадоч-
ных мест, вокруг которых и должны быть раз-
мещены горшки и кашпо с растениями с учётом
площади и особенностей помещения и контин-
гента. Расстояние от человека до ближайшего
растения должно быть от 30 до 50 см. (в детском
учреждении – дальше на 10-15 см, чем вытяну-
тая рука ребёнка). Этот уголок, если не позво-
ляет обстановка, можно выгородить с помощью
пластиковых или стеклянных ширм, наподобие
современных душевых кабин.
Уголок для аэрофитотерапии, где будут сто-
ять растения, лучше всего разместить у окна
или, если есть такая возможность – то в эрке-
ре, или в зимнем саду (который можно устроить
и на утеплённом и застеклённом балконе). Если
есть такая возможность, то на время проведения
индивидуального сеанса фитотерапии лучше от-
городить это пространство прозрачной (напри-
мер, полиэтиленовой или пластиковой) ширмой
из лёгкого материала, не стоит загромождать
комнату тяжеловесными ширмами, которые бу-
дут съедать всё естественное освещение.
Важно не забывать, что, создавая фиторекре-
ационные уголки, прежде всего, нужно обеспе-
чить нормальные условия для роста и развития
растений, т. е. не ставить их слишком кучно,
не лишать их естественного света и проветрива-
ния, ну и не забывать регулярно поливать и под-
кармливать, и досвечивать биолампами в зим-
нее время.
Эффект фитотерапии с использованием жи-
вых растений усилится, если между растениями
дополнительно разместить несколько широких
сосудов (или с успехом можно воспользоваться
современными электрическими увлажнителями
воздуха) с водой для увеличения влажности возду-
ха и образования большого количества аэроионов.
Перед началом сеанса, минут за 5-10, опрыс-
ните растения отстоянной не менее суток во-
дой комнатной температуры. Число процедур
определяется разными факторами. Настрое-
нием, общим состоянием, полом и возрастом.
Для детей дошкольного возраста продолжитель-
ность сеансов не должна превышать 5-7 минут.
Для учащихся и студентов – максимальное вре-
мя процедуры должна составлять 10-15 минут,
а для трудоспособного населения, в зависимо-
сти от пола – для женщин 20-30, мужчин – 25-45
минут. Люди пенсионного возраста могут про-
водить такие сеансы дважды в день, но не более
чем по 10-15 минут за сеанс.
У людей курящих, вне зависимости от поло-
вой принадлежности, продолжительность се-
ансов должна быть не менее 25 и до 45 минут.
Для лиц чрезмерно или неограниченно упо-
требляющих алкогольные напитки, у которых,
как правило, снижено обоняние, предлагается
более длительный курс фитотерапии как по вре-
мени приёма процедур, так и по их числу.
С середины весны, и до середины осени, ког-
да биологическая активность выделений рас-
тений максимальна, для проведения оздорови-
тельных мероприятий требуется 14-25 сеансов,
в зимнее время их число должно быть не менее
25-35, с повтором через 15-20 дней. В Северных
районах нашей страны их можно принимать
ежедневно в период с ноября по февраль, и обя-
зательно в этих помещениях должно быть ор-
ганизовано дополнительное освещение (на по-
мещение в 100м
3
необходимо добавить от 3 до 7
ламп по 500 Вт). Особенно важен приём таких
оздоровительных процедур в период острых ре-
спираторных заболеваний и эпидемий. Допол-
нительно к таким процедурам можно рекомен-
довать и ароматерапию.
В детских дошкольных учреждениях можно
рекомендовать такие виды растений как: мирт
обыкновенный, агонис, псидиум, эвкалипт,
акалифу, разные виды и сорта пеперомий, ка-
ланхое и бриофиллюмы, каллисию и дихори-
зандру, саньсивьеру, аукубу, эхмею, тиллянд-
сию, вриезию, гузманию, криптантусы, разные
виды и сорта аспарагусов, фикусов (бенжамина
и каучуноносный, инжир), циперус или папу-
рис, низкорослые виды и сорта бамбуков, розан
китайский или другие виды гибискуса. Для вы-
ращивания в специально выделенных фиторе-
креациях, организованных в школьных и спе-
циализированных учебных учреждениях, реко-
мендуем дополнительно вводить в интерьеры