ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
16
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (5) 2013
ющих базисные основы психики и соматики,
как единого целого, послужило возникновению
аналогии с древнекитайским учением о пяти
первоэлементах, составляющих все многообра-
зие окружающего мира.
По древнекитайским представлениям все яв-
ления Вселенной возникли из движения и из-
менений пяти элементов материи: дерева, огня,
земли, металла и воды. В более позднее время
свойства этих пяти элементов были абстрагиро-
ваны от их материального начала и использова-
ны для объяснения взаимных функций вещей.
При этом была действительна закономерность,
заключавшаяся в том, что эти пять субстанций
или движений находятся в циклической зависи-
мости, которая выражается во взаимном содей-
ствии и взаимном ограничении.
Эта система использовалась для упорядоче-
ния представлений о многообразных отношениях
человека и природы. При отнесении различных
вещей и явлений к отдельным первоэлементам
определенную роль играли их сущность, действие
и форма. Классифицированные с помощью та-
кого метода, совершенно различные явления,
вещи или функции не имеют прямого отношения
к «дереву», «огню», «земле», «металлу» или «воде».
Задача заключалась в том, чтобы объединить осо-
бенности различных вещей, их свойства в отвле-
ченном виде, приведя в определенную систему [7].
Вмедицине учение о пяти элементах или пяти
движениях служило для объяснения физио-
логии и патологии человеческого организма,
а также его взаимоотношений с окружающим
миром. Найденные таким образом аналогии
были впервые обобщены и представлены в та-
бличной форме в книге «Су-вень».
Помимо анатомических структур человече-
ского тела, в таблице присутствует классифика-
ция эмоций. Например, эмоция страха отнесе-
на к первоэлементу «вода». Известно, что страх
является видимым проявлением инстинкта са-
мосохранения. Это дает основания соотнести
с элементом «вода» инстинкт самосохранения.
Аналогичным образом пищевой инстинкт мож-
но ассоциировать с элементом «земля» – ис-
точнику всех питательных веществ, половой
инстинкт – с элементом «огонь», с которым
всегда человечество ассоциировало это чувство.
Познавательный инстинкт относится к элемен-
ту «дерево» (достаточно вспомнить «древо по-
знания» и яблоки с этого древа . И, наконец,
родительский инстинкт соответствует элемен-
ту «металл», олицетворяющий необходимые
для защиты, обучения и воспитания точность,
строгость и здравый смысл.
Приводим таблицу первоэлементов из книги
«Су-вень» с предложенным нами дополнитель-
ным разделом классификации инстинктов чело-
века (табл. 1).
В соответствии с древнекитайской теорией
о каналах (меридианах) тела каждому органу
тела, перечисленному в таблице, соответствует
управляемый им меридиан (канал , состоящий
из констелляции определенного количества то-
чек, распределенных линейно на поверхности
тела. Каждому первоэлементу соответствуют
два меридиана (и соответствующие им орга-
ны , один из которых плотный (иньский , дру-
гой полый (янский . Первоэлементу огонь со-
ответствуют четыре меридиана, два из которых
не имеют соответствующего органа.
Традиционными для китайской медицины
основными способами оценки состояния мери-
дианов являются опрос и пульсовая диагности-
ка, что сложно для западного врача из-за трудно-
стей освоения последней, значительного субъ-
ективизма и чисто качественной оценки данных
исследования. Среди электроизмерительных
методов (Фолль, Накатани), более адекватным
является метод термоэлектропунктурной диа-
гностики, который также не нашел широкого
применения из-за сложности обследования.
Таблица 1.
Система пяти элементов
5 плотных
органов
5 полых
органов
5 органов
чувств
5 тканей
5 эмоций 5 инстинктов 5 элементов
Печень
Желчный
пузырь
Глаза, зрение Связки,
сухожилия
Гнев
Познава-
тельный
Дерево
Сердце
Перикард
Тонкий
кишечник,
Тройной
обогреватель
Язык, речь Кровеносные
сосуды
Радость
Половой
Огонь
Поджелу-
дочная железа
Желудок
Рот, вкус
Мышцы Размышления
Пищевой
Земля
Легкие
Толстый
кишечник
Нос,
обоняние
Кожа
и волосы
Печаль
Родительский
Металл
Почки
Мочевой
пузырь
Уши, слух
Кости
Страх
Само-
сохранения
Вода