Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

16

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (5) 2013

ющих базисные основы психики и соматики,

как единого целого, послужило возникновению

аналогии с древнекитайским учением о пяти

первоэлементах, составляющих все многообра-

зие окружающего мира.

По древнекитайским представлениям все яв-

ления Вселенной возникли из движения и из-

менений пяти элементов материи: дерева, огня,

земли, металла и воды. В более позднее время

свойства этих пяти элементов были абстрагиро-

ваны от их материального начала и использова-

ны для объяснения взаимных функций вещей.

При этом была действительна закономерность,

заключавшаяся в том, что эти пять субстанций

или движений находятся в циклической зависи-

мости, которая выражается во взаимном содей-

ствии и взаимном ограничении.

Эта система использовалась для упорядоче-

ния представлений о многообразных отношениях

человека и природы. При отнесении различных

вещей и явлений к отдельным первоэлементам

определенную роль играли их сущность, действие

и форма. Классифицированные с помощью та-

кого метода, совершенно различные явления,

вещи или функции не имеют прямого отношения

к «дереву», «огню», «земле», «металлу» или «воде».

Задача заключалась в том, чтобы объединить осо-

бенности различных вещей, их свойства в отвле-

ченном виде, приведя в определенную систему [7].

Вмедицине учение о пяти элементах или пяти

движениях служило для объяснения физио-

логии и патологии человеческого организма,

а также его взаимоотношений с окружающим

миром. Найденные таким образом аналогии

были впервые обобщены и представлены в та-

бличной форме в книге «Су-вень».

Помимо анатомических структур человече-

ского тела, в таблице присутствует классифика-

ция эмоций. Например, эмоция страха отнесе-

на к первоэлементу «вода». Известно, что страх

является видимым проявлением инстинкта са-

мосохранения. Это дает основания соотнести

с элементом «вода» инстинкт самосохранения.

Аналогичным образом пищевой инстинкт мож-

но ассоциировать с элементом «земля» – ис-

точнику всех питательных веществ, половой

инстинкт – с элементом «огонь», с которым

всегда человечество ассоциировало это чувство.

Познавательный инстинкт относится к элемен-

ту «дерево» (достаточно вспомнить «древо по-

знания» и яблоки с этого древа . И, наконец,

родительский инстинкт соответствует элемен-

ту «металл», олицетворяющий необходимые

для защиты, обучения и воспитания точность,

строгость и здравый смысл.

Приводим таблицу первоэлементов из книги

«Су-вень» с предложенным нами дополнитель-

ным разделом классификации инстинктов чело-

века (табл. 1).

В соответствии с древнекитайской теорией

о каналах (меридианах) тела каждому органу

тела, перечисленному в таблице, соответствует

управляемый им меридиан (канал , состоящий

из констелляции определенного количества то-

чек, распределенных линейно на поверхности

тела. Каждому первоэлементу соответствуют

два меридиана (и соответствующие им орга-

ны , один из которых плотный (иньский , дру-

гой полый (янский . Первоэлементу огонь со-

ответствуют четыре меридиана, два из которых

не имеют соответствующего органа.

Традиционными для китайской медицины

основными способами оценки состояния мери-

дианов являются опрос и пульсовая диагности-

ка, что сложно для западного врача из-за трудно-

стей освоения последней, значительного субъ-

ективизма и чисто качественной оценки данных

исследования. Среди электроизмерительных

методов (Фолль, Накатани), более адекватным

является метод термоэлектропунктурной диа-

гностики, который также не нашел широкого

применения из-за сложности обследования.

Таблица 1.

Система пяти элементов

5 плотных

органов

5 полых

органов

5 органов

чувств

5 тканей

5 эмоций 5 инстинктов 5 элементов

Печень

Желчный

пузырь

Глаза, зрение Связки,

сухожилия

Гнев

Познава-

тельный

Дерево

Сердце

Перикард

Тонкий

кишечник,

Тройной

обогреватель

Язык, речь Кровеносные

сосуды

Радость

Половой

Огонь

Поджелу-

дочная железа

Желудок

Рот, вкус

Мышцы Размышления

Пищевой

Земля

Легкие

Толстый

кишечник

Нос,

обоняние

Кожа

и волосы

Печаль

Родительский

Металл

Почки

Мочевой

пузырь

Уши, слух

Кости

Страх

Само-

сохранения

Вода