Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  38 / 76 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 38 / 76 Next Page
Page Background

МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ

38

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (18) 2016

3. Принцип иерархичности:

каждый компо-

нент системы можно принять за систему более

низкого уровня, а рассматриваемую систему –

как часть более сложной.

÷

Медицинские учения

чжан – фу, цзин – ло и сюэ представляют собой

компоненты иерархически более высокой си-

стемы натурфилософских концепций (инь – ян,

у-син, ци). Одновременно указанные медицин-

ские учения служат системами более высокого

иерархического уровня по отношению к системе

АК, на оценке состояния которой основывается

синдромальный диагноз, являющийся основой

построения лечебного алгоритма.

4. Принцип множественности описания систе-

мы:

в связи с принципиальной сложностью си-

стемы ее адекватное познание требует постро-

ения множества различных моделей, каждая

из которых описывает определенный аспект.

÷

ТКМ оперирует множеством различных моделей

описания состояния человека – конституцио-

нальными, биоритмологическими, различными

видами ци, сюэ, вредоносных стихий и прочими.

Проведенный анализ позволяет уверенно за-

ключить, что общая методология ТКМ, и ЧЦ,

как её части и предшественницы РТ, соответ-

ствуют всем основным принципам современно-

го диалектического метода познания. Этиоло-

гические, патогенетические, диагностические

и лечебно-профилактические аспекты ТКМ,

отвечают всем критериям системности: струк-

турности, взаимозависимости со средой, иерар-

хичности и множественности описания. Соот-

ветствуют основным принципам и возможности

целенаправленного управления функциональ-

ными системами человека различного уровня.

Единственным разделом методологии ЧЦ,

не получившим пока адекватной интерпретации

с позиций современной науки, является синдро-

мологияТКМ. До тех порпока специалистыТКМ

будут использовать такие аллегории как «вторже-

ние возмущённой ци печени в селезёнку», «огонь

печени, оскорбляющий лёгкие» и тому подобные

описания патологических состояний и названия

синдромов они не достигнут консенсуса с пред-

ставителями конвенциональной медицины а,

следовательно, не будут преодолены имеющиеся

барьеры дальнейшей интеграции ТКМ в совре-

менное здравоохранение.

Большинство как зарубежных, так и от-

ечественных коллег признаёт целесообразность

интеграции ТКМ, относящейся к комплемен-

тарной медицине, и современной конвенцио-

нальной медицины. При этом Россия занимает

лидирующее положение в мире по уровню ре-

альной интеграции традиционных этногеогра-

фических систем в современную систему здра-

воохранения, опережая даже Китай, Индию

и другие страны Юго-Восточной Азии, где она

сосуществует параллельно и даже автономно

с государственной службой медицинской по-

мощи [7]. Нам следует стремиться к сохранению

этой лидирующей позиции.

Заключение.

Древние медицинские представ-

ления в странах Востока и Запада при их фено-

типических различиях имеют явно выраженные

генотипические сходства. Никакой фатальной

несовместимости теоретических фундаментов

чжень цзю и рефлексотерапии нет. Методология

чжень цзю соответствуют всем основным прин-

ципам современного диалектического метода

познания. Все основные методологические по-

зиции чжень цзю адекватно интерпретируются

на основе современной науки. Результаты пред-

ставленного анализа свидетельствуют, что реф-

лексотерапию следует рассматривать как про-

дукт эволюции чжень цзю.

Холистическое мировоззрение не является

эксклюзивной прерогативой китайской фило-

софии и медицины, оно было свойственно так-

же и западной, в том числе и российской натур-

философии средневековья. Более того, достиже-

ния современных естественных наук побуждают

к «реабилитации» холизма и основанных на нём

направлений лечебно-профилактической дея-

тельности в виде комплементарной и интегра-

тивной медицины.

Литература

1. Кобзев А.И. Духовная культура Китая: эн-

циклопедия: в 5 т./Гл. ред. М. Л. Титаренко;

Ин-т Дальнего Востока. – М.: Вост. лит.,

2006. Т. 1. Философия/ред. М. Л. Титарен-

ко, А.И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. – 2006. –

727 с. С. 424-428.

2. Шкилёв В. Д. Мартынюк Н.П. «Историче-

ские исследования первоисточников в мо-

надологии». Альманах современной науки

и образования. 2013. №2 (69): 197-209.

3. Дубров А.П., Никифоров В. Г. Принцип

симметрии в методологии акупунктуры //

Рефлексотерапия, 2002, №2 (сентябрь):

20-22.

4. Бобров И.А., Готовский Ю.В., Мхита-

рян К.Н. Традиционная акупунктура с точки

зрения современных теорий физиологии, па-

тологии, и терапии. Сообщение 1. Методоло-

гия традиционной акупунктуры в свете совре-

менной теории функциональных систем.//

Рефлексотерапия. 2003, №1 (4): 14-20.

5. Лиманский Ю.П., Самосюк И. З. Концеп-

ция электромагнитного гомеостаза и ее обо-