Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  51 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 51 / 64 Next Page
Page Background

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ

51

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (8) 2014

нии всего курса МТ. МЦВ после МТ: жёлтый,

терракотовый, зелёный, синий, фиолетовый,

коричневый, серый, черный

.

Однако, нужно отметить, что для удержания

гармоничного состояния больного необходимо

более пролонгированное музыкально-психоте-

рапевтическое действие, используя музыкаль-

ные произведения по вышеуказанной методике.

По данным нейропсихологического заключе-

ния больной имел помимо речевых нарушений,

динамическую апраксию и расстройство слухо-

моторной координации движений: трудности

оттормаживания движений, соизмерения уда-

ров по силе. Трудности в воспроизведении рит-

мических рисунков отмечались и во время музы-

кального тестирования. На МТ с пациентом за-

нимались на ложках, металлофоне, фортепиано,

шагали маршем, танцевали парные медленные

танцы и в стиле диско, – все это позволило углу-

бить восприятие движения, пространства и вре-

мени, стимулировать концентрацию внимания

и самоконтроль, активировать моторные зоны

большого мозга и зоны правого полушария, ана-

лизирующие длительность интервалов и интен-

сивность музыкальной информации. В резуль-

тате, улучшилась ритмичность и координация

движений тела, появилась гибкость и пластика.

Простые ритмы, используя счет с проговарива-

нием, пациент стал воспроизводить без ошибок.

Влияние МТ на широкий спектр когнитивных

процессов, помимо речи, может объясняться

тем, что звуковысотный анализ запускает опера-

ционные механизмы перекодировки музыкаль-

ного языка в пространственные схемы, кото-

рые являются опорой в гностико-праксической

и мнестической сферах [7]

Заключение

Описанное наблюдение свидетельствует,

что индивидуальная МТ способствует не толь-

ко снижению выраженности депрессии, вырав-

ниванию эмоционального фона, повышению

работоспособности и регуляции, но может со-

держательно и дифференцированно воздей-

ствовать на степень выраженности и структуру

дефекта речевой функции при локальных пора-

жениях головного мозга. Можно предполагать,

что для нейропсихологической реабилитации

МТ является таким же существенным и равно-

правным методом как восстановительное об-

учение и эрготерапия. Индивидуальную МТ,

как метод реабилитации больных при очаговых

поражениях головного мозга, следует шире ис-

пользовать в клинической практике.

Результаты проведенного исследования по-

зволяют сформулировать следующие предвари-

тельные выводы.

Удовлетворение индивидуальных музыкаль-

ных предпочтений, обращенность к творче-

скому самовыражению, грамотно составлен-

ная реабилитационная программа МТ с учетом

структуры речевого дефекта и субъективных

функциональных нарушений активизирует про-

цесс восстановления и речи, и когнитивной де-

ятельности в целом, стимулируя личностную

установку на выздоровление.

Выбор цвета и его тонально – звуковое отра-

жение работает на создание музыкальных обра-

зов, активирует деятельность правого полуша-

рия, ассоциативные зоны коры и глубокие струк-

туры мозга. В процессе использования методики

«музыкальный бионормалайзер» высвобождают-

ся и вытесняются не до конца пережитые чувства

и переживания, что приносит внутреннее облег-

чение и эмоциональное оздоровление.

Исследование подтвердило, что МТ оказы-

вает продуктивное воздействие на познаватель-

ные процессы через активизацию тех звеньев

когнитивных функций, которые обеспечивают-

ся работой правого полушария.

МТ оказывает положительный генерализо-

ванный эффект, выражающийся в повышении

ряда показателей, свидетельствующих о целе-

сообразности её применения при когнитивной

реабилитации.

Литература

1. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая ре-

абилитация больных. – М.: Изд. дом РАО,

2003. –421 с.

2. Шушарджан С. В. Методы музыкальной те-

рапии (пособие для врачей). –М., 2003. 44 с.

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных спо-

собностей. Хрестоматия. Психология музы-

ки и музыкальных способностей. М.: АСТ-

Минск Харвест, 2005.

4. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резер-

вы человеческого организма. М.: АОЗТ «Ан-

тидор». 1998. 363 с.

5. Щетинин М. Дыхательная гимнастика

А.Н. Стрельниковой». М.: «Метафора».

2007.127 с.

6. Собчик Л.Н. Модификация восьмицвето-

вого теста Люшера (практикум по психоди-

агностике). С.-Петербург: Речь. 2010. 112 с.

7. Таллина О. А. Развитие музыкальных спо-

собностей. //Автореф. дисс. канд. психол.

наук. М., 1995.