Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 68 Next Page
Page Background

ЛЕКЦИИ

№ 2 (2) 2012

15

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

рапии не только для специалистов, но и для ин-

спекторов отделов кадров больниц, санаториев

и других лечебно-профилактических учрежде-

ний, для которых этот вид деятельности, особен-

но в последнее время, так необходим. До сих пор

чиновники от здравоохранения, в какой-то сте-

пени указывают нам, чем и как лечить больных,

забывая о праве выбора больного на способ

и средства лечения (ст. 57 Основ законодатель-

ства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г).

Все настойчивее звучит в умах и сердцах вра-

чей и ученых мысль об интегративной медици-

не, которая смогла бы обратить на службу на-

селению все полезное, что накоплено человече-

ством за многие века его существования, хотя,

конечно, не имеется в виду механическое пере-

несение, математическая сумма всех средств,

методов и систем народной, традиционной

и академической медицины. В первую очередь,

следует говорить о комплементарном использо-

вании этих методов и средств на различных эта-

пах профилактики, диагностики, лечения и ме-

дицинской реабилитации. Опыт показывает,

что именно такой подход способен реализовать

насущную мечту многих поколений о создании

эффективной системы оказания медицинской

помощи населению.

Только однажды, в приказе Минздрава

№356, посвященном развитию медицинской

профилактики прозвучал тезис, что в районных,

городских центрах медицинской профилакти-

ки должен быть врач-фитотерапевт. Он должен

быть, но его нет, т. к. нет приказа Минздрава,

регламентирующего его нагрузку, его обязанно-

сти и прочие положения юридического статуса,

так необходимые для лиц, прошедших подго-

товку по фитотерапии, и для работников отде-

лов кадров лечебно-профилактических и сана-

торно-курортных учреждений страны.

Основной задачей современной фитотера-

пии является введение в медицинскую прак-

тику максимально большего количества каче-

ственных лекарственных средств растительного

происхождения с надежным действием и до-

зировкой и создание условий для вытеснения

из обращения плацебо-фитофармацевтических

средств, или так называемых иллюзорных ле-

карств. Это возможно только при совместной

работе представителей всех основополагающих

фитонаук (фитохимии, фитотехнологии, фар-

макогнозии, фитофармакологии, фитотерапии)

с врачами-практиками.

В России внедрена определенная система

траволечения: создан Институт фитотерапии,

организовано региональное фитотерапевтиче-

ское общество, создаются кафедры и работают

курсы по фитотерапии и российскому травниче-

ству, издаются журналы по фитотерапии и фи-

тофармакологии «Практическая фитотерапия»,

«Лекарственные растения», организованы цен-

тры и кабинеты фитотерапии, активно работает

Всероссийский институт лекарственных и аро-

матических растений и многочисленные учреж-

дения, занятые разработкой новых препаратов

из растительного сырья (Москва, Улан-Удэ,

Санкт-Петербург, Ярославль, Рязань, Пяти-

горск, Пермь и др.), организована обществен-

ная организация «Ассоциация отечественных

разработчиков и изготовителей биологически

активных добавок к пище и специализирован-

ных продуктов питания», создается ассоциация

фитотерапевтов России. Желающие врачи мо-

гут, пройдя учебу в объеме 216 часов, получить

государственную лицензию на занятие фитоте-

рапевтической деятельностью.

Надо приветствовать создание общества (ас-

социации) фитотерапевтов Башкирии, Буря-

тии и в других регионах. Хотелось, чтобы ряды

их расширялись и объединения фитотерапев-

тов создавались в каждом регионе страны. Надо

сделать так, чтобы учеба по фитотерапии ста-

новилась непрерывной с использованием всех

цивилизованных средств общения: компьютер,

Интернет, дистанционное обучение, конферен-

ции, симпозиумы, курсы повышения квалифи-

кации, издание специализированного журнала

и пр. Жизненно необходимо возобновить пре-

подавание фитотерапии студентам медицин-

ских и фармацевтических факультетов и ВУЗов.

Мы теперь пришли к выводу, что для более

широкого ознакомления с фитотерапией надо,

чтобы она изучалась с первого курса медвуза

и обязательно — на 5 или 6 курсе. Здесь умест-

но будет вспомнить слова личного врача Екате-

рины II, автора многих книг по фитотерапии,

Н.М. Максимович-Амбодика, который сказал,

что «Я смело сказать могу, что если бы врачи

и лекари тщательно и прилежно повторными

опытами испытывали силу и действие растений

в своем отечестве прозябающих, то едва ли бы

они имели нужду в выписывании новых, из чу-

жих стран вывозимых, дорогих, но иногда вовсе

бездейственных лекарственных веществ». Труд-

но подумать, что этим словам более 200 лет.

Многолетний опыт авторов, а также внедре-

ние метода фитотерапии в лечебную практику

в условиях Балашова, Волгограда, Десногорска,

Звенигорода, Казани, Кирова, Королева, Мин-

ска, Москвы, Новомосковска, Оренбурга Орши,

Пушкина, Санкт-Петербурга, Тулы, Ульянов-

ска, Уфы, Ярославля и других городов позволяет

заключить, что применение этого меда расши-