На главную
Москва и МО

8 (499) 922 06 17

Регионы России

8 (800) 333 95 53

Логин
Пароль
Забыли пароль?Регистрация
Вступить в ассоциацию
Реестр специалистов

ВСЕ О ЦВЕТАХ БАХА И НОВЫЕ ТЕРАПИИ С ЦВЕТОЧНЫМИ ЭССЕНЦИЯМИ БАХА

Хаген Хайманн

Перевод с немецкого Чаусова О.

«Болезнь является коррективной сама по себе: она ни мстительная, ни жестокая, она больше является средством, которым пользуется наша душа, чтобы указать нам на наши ошибки, чтобы нас уберечь от того, чтобы не попасть в большее заблуждение, чтобы препятствовать нам допустить больший ущерб, чтобы вернуть +нас на истинный путь правды и света, который мы не должны были никогда покидать».

Эдвард Бах, 1932.


Основы терапиии Баха


Как видно из цитаты, вынесенной в эпиграф, для д-ра Эдварда Баха причиной болезни было не материальное, а нечто душевное, в частности, конфликт между личностью и Высшим Я. Факт, что есть душевные причины для заболеваний, не был действительно новым при жизни Баха (1886-1936). Даже если этот подход между делом относится к общим знаниям, точные связи до сегодняшнего дня остались неясными.
Но не для д-ра Баха. Ему удалось точно классифицировать 38 негативных душевных состояний, которые являются ответственными за появление заболевания, и одновременно сделать возможным их успешное лечение при помощи его 38 цветочных лекарственных средств.
Бах лечил исключительно душевные расстройства своих пациентов, не глядя на их физические недомогания. Он был четко уверен в том, что больной при помощи получения недостающей добродетели посредством цветов Баха снова будет в гармонии с самим собой, из-за чего он выздоровеет. Его успехи в практике снова подтверждали его выводы посредством того, что он каждую болезнь лечил только цветочными эссенциями.
Остается только предполагать, осознавал ли он когда-либо свою истинную величину и значимость своих открытий. Сам того не зная, он открыл архетипы при помощи своих 38 цветов.

Архетипы Баха


Основываясь на предположении, что классифицированные д-ром Бахом 38 цветочных средств могут привести в соответствие личность с Высшим Я, должно соответственно существовать 38 мест соприкосновения между личностью и Высшим Я. Если этот контакт прерван в каком-то месте, это означает, что отсутствует «добродетель», то в таком случае возникает четко формулируемое негативное душевное состояние.

Высшее Я
|
38 «добродетелей»
|
Личность


Сегодня Дитмар Кремер и я обозначаем открытые Бахом 38 душевных состояний как «архетипы Баха», т. к. они охватывают все негативные душевные состояния, которые можно найти у каждого человека вне зависимости от пола, возраста, культуры, расы, религии, образования, общественного положения и временной эпохи.
Понятие «архетип» происходит из греческого языка и обозначает «первообраз» или также «первоначальная форма». Оно используется в основном К. Г. Юнгом в связи с описанными им сновидениями. Между «архетипами Баха» и «архетипами Юнга» – как их следует правильно называть – нет никакой терапевтической связи. У Карла Густава Юнга речь идет о сновидениях и их интерпретациях; у д-ра Баха ‒ о негативных душевных состояниях, таких, как ревность, зависть, нетерпеливость, недостаточная уверенность в себе или чувство вины, которые знакомы каждому человеку.
Тот факт, что в описанных Бахом душевных состояниях речь идет действительно об архетипах, стало возможным доказать лишь позже – в связи с изучением кожных зон по цветам Баха натуропатом Дитмаром Кремером. Ему удалось доказать, что каждый архетип также на других терапевтических уровнях обладает прямыми соответствиями. Для упрощения номенклатуры «архетипы Баха» у него носят названия цветов, которые они воплощают[1].

Краткая характеристика некоторых цветов Баха


Centaury (Золототысячник) – острая потребность в одобрении со стороны. Недостаточное противостояние воле других людей, в связи с чем возникает трудность сказать «нет».
Cerato (Свинчатка) – Недостаточная вера в способность самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения. Постоянно спрашивает совета у других, даже тогда, когда сам в чем-либо уверен.
Cherry Plum (Алыча) – Внутренне чувствует себя сидящим на пороховой бочке, которая может в любой момент взорваться. Боится нервного срыва и потери контроля над собой.
Chestnut Bud (Почки каштана конского) – Неспособность учиться на своих ошибках. Часто совершает ошибки из-за невнимательности и откладывает выполнение нелюбимых заданий в долгий ящик.
Chicory (Цикорий) – Склонность вмешиваться в дела других и проявлять чрезмерную материнскую заботу. Болезненно реагирует, если его добрые советы игнорируются или отвергаются.
Clematis (Ломонос) – Предается мечтам наяву и живет скорее в мире своих фантазий, чем в реальности. Кажется рассеянным, незаинтересованным в настоящем.
Crab Apple (Дикая яблоня) – Чрезмерная одержимость чистотой и порядком; испытывает отвращение от пота, грязи, бактерий, паразитов. Чувствует себя порочным изнутри.
Elm (Вяз) – Чрезмерная требовательность к себе и ощущение того, что с поставленными задачами невозможно справиться. Работа, которую предстоит выполнить, представляется чересчур объемной и кажется непреодолимой трудностью.
Gentian (Горечавка) – Только отрицательное отношение к ожидаемому; склонность к пустым размышлениям. Легко сдается, постоянно сомневается в успехе.
Gorse (Утесник) – Чувство безнадежности вследствие неудач; сдается после многочисленных тщетных попыток. Разум не видит других альтернатив.
Heather (Вереск) – Чрезмерная потребность в общении, которая сопровождается крайне навязчивым поведением; постоянно нуждается в слушателях и не может оставаться в одиночестве. Склонность к чрезмерной жалости к самому себе.
Holly (Падуб) – Агрессивное противостояние и склонность к ярости, ненависти, зависти и ревности. Легко раздражается и злится из-за каждого пустяка.
Honeysuckle (Жимолость) – Тоска по былому. Живет скорее в прошлом, чем здесь и сейчас, и проявляет мало интереса к настоящему.
Hornbeam (Граб) – Чувство усталости и истощения вследствие умственного перенапряжения. По утрам с трудом встает с постели; ему очень трудно заставить себя взяться за дело.
Impatiens (Бальзамин) – Нетерпение, суета. Постоянно находится в спешке и частенько подгоняет других, если они медлят.
Larch (Лиственница) – Недостаточная вера в себя, комплекс неполноценности. Сомневается в собственных способностях и считает, что он хуже других.
Mimulus (Губастик) – Четко определенные страхи, например, боязнь воды, грозы, вторжения в жилище. Сверхчувствительность к шуму, яркому свету, холоду, агрессии со стороны других.
Mustard (Горчица) – Периоды меланхолии и грусти без видимого повода; тоскует, сам не зная о чем.
Oak (Дуб) – Неверно интерпретированное чувство долга, а также склонность подрывать здоровье, варварски растрачивая свои силы. Зачастую, несмотря на упадок сил, он принуждает себя действовать дальше, прилагая чрезмерные усилия.
Olive (Олива) – Полное физическое и моральное истощение. Весь запас сил израсходован; жизнь кажется лишь тяжким бременем.
Pine (Сосна) – Чувство вины, угрызения совести и склонность к самобичеванию.

Основные принципы Новых терапий


Д-р Эдвард Бах открыл отдельные архетипы, а натуропат Дитмар Кремер разработал из них общую концепцию «Новых терапий», которая не только учитывает соотношения цветков друг с другом, но и дополняет их новыми методами лечения.
Лишь после того, как Дитмар Кремер исследовал данные соотношения, стало возможным эффективно лечить хронические недуги с помощью цветочных эссенций. Пожалуй, это одна из причин, почему цветочной терапии Баха до сих пор не придавалось большого значения, и даже в области нетрадиционной медицины данной терапии была отведена совсем незначительная роль. С одной стороны, это обстоятельство легко объяснить, ведь речь шла исключительно о 38 не связанных между собой цветочных эссенциях, которые не обладали объективным, научно доказанным действием. С другой стороны, это совершенно немыслимо, если учитывать тот факт, что д-р Бах имел медицинское образование, был знающим хирургом, имевшим дело с несчастными случаями, гомеопатом, который в конце концов стал лечить только с помощью своих цветочных средств.
После того, как Дитмар Кремер открыл кожные зоны цветов Баха, стало возможным признать 38 «архетипов Баха» и в других терапевтических областях. Дополняющие эти цветы эфирные масла и драгоценные камни являются прямыми эквивалентами архетипов Баха, а не их подобиями или аналогами[2]. Поскольку эти соответствия были успешно испытаны на кожных зонах цветов Баха и были неоднократно проверены посредством многочисленных тестов, каждый, кто обладает хоть малой долей сенситивности, может сам провести повторные испытания[3].
Общая концепция «Новых терапий» уже более 15 лет на деле доказывает свою эффективность во врачебной практике Дитмара Кремера и его коллег, которые работают в соответствии с ней. В случае, если бы за это время было обнаружено неверное соответствие кожных зон цветов Баха, цветочных треков Баха, эфирных масел или драгоценных камней, это давно бы проявилось отсутствием терапевтического эффекта[4].
К основным различиям между цветочной терапией Баха, которую практиковал он сам, и «Новыми терапиями с цветами Баха» относятся, в частности:

  • взаимосвязи цветов Баха (соотношения цветов между собой), так называемые цветочные треки Баха;
  • кожные зоны цветов Баха;
  • дополнение терапии эквивалентами «архетипов Баха» (эфирными маслами и драгоценными камнями);
  • соблюдение часов меридианов.

Соотношения цветов Баха между собой


Д-ру Баху понадобилось 15 лет, чтобы исследовать все виды взаимодействия, способы и нормы применения созданных им же семи гомеопатических лекарственных средств. После открытия последних лекарственных растений и разработки цветочных эссенций он прожил всего 15 месяцев. С учетом этого факта становится очевидным, что из-за недостатка времени ему не удалось исследовать все взаимосвязи 38 цветочных лекарственных средств. Правда, д-р Бах уже разделил их на семь групп, предположительно, по аналогии с разработанными им семью нозодами, но терапевтической значимости эти группы все же не имели.
Через 50 лет натуропату Д. Кремеру удалось обнаружить взаимосвязи цветов и вытекающие отсюда терапевтические заключения. Поэтому на связанном с его практикой «оценочном листе», представленном ниже, лекарственные средства подразделяются на «Внутренние», «Внешние» (их пять) цветы, а также один Базовый цветок. «Внутренние цветы», в свою очередь, разделены на 12 подгрупп, в каждой по три цветка, – так называемые цветочные треки Баха. На основании данного распределения цветочных лекарственных средств на «оценочном листе» возможно не только контролировать ход терапии, но и без труда подбирать комбинации цветов, т. к. терапевтический результат – эффект треков – становится очевидным с первого взгляда (табл.1).

Таблица 1. Соотношения цветочных треков Баха и акупунктурных меридианов

Птицемлечник зонтичный

Утесник

Грецкий орех

Вяз

Осина

Сосна

Дикая яблоня

Каштан
благородный

Бук

Шиповник собачий

Горчица

Падуб

Горная вода

Вербена

Почки каштана конского

Ива

Бальзамин

Золототысячник

Дивала

Репейник

Турча

Горечавка

Ломонос

BL

GB

SI

PC

ST

LI

Каштан
белый

Алыча

Овсюг

Жимолость

Горчица

Дуб

Граб

Репейник

Виноградная лоза

Каштан красный

Вереск

Олива

Вербена

Солнцецвет

Свинчатка

Цикорий

Губастик

Бальзамин

HT

TE

SP

LU

KI

LR

Лиственница

Внешние цветы


Внешние цветы показаны к применению, если негативное душевное состояние возникло или как следствие влияния извне, или как реакция на такое влияние. Эти пять цветочных лекарственных средств занимают особое положение в цветочной терапии Баха, т. к. те негативные душевные состояния, которые они олицетворяют, означают блокаду терапии и могут препятствовать лечебному эффекту, если их не лечить.

Внутренние цветы


На основе наблюдения о том, что негативные душевные состояния развиваются отдельно и следуют друг за другом, Д. Кремер разделил внутренние цветы на двенадцать групп, в каждой по три цветка, и назвал их «цветочные треки Баха». Эту последовательность с точки зрения механизма действия можно кратко описать так: Коммуникативный цветок à Компенсирующий цветок à Декомпенсирующий цветок.
Данным образом Кремер попытался объяснить взаимосвязи цветов внутри цветочных треков.
Аналогичный феномен существует в физиологии. Например, при нормальной работе сердца допускается определенная динамика, чтобы оно могло настроиться на различную по величине потребность организма в кислороде. Путем повышения частоты сердцебиения и / или расширения желудочков сердца, последнее может оптимизировать свою деятельность, чтобы удовлетворить повышенную потребность тела в кислороде при нагрузках. А в периоды покоя сердце может сокращать частоту сердцебиения, как, например, во время сна, и тем самым снижать производительность, потому как организм требует меньше кислорода.
Если сердце при физической нагрузке не в состоянии выполнять необходимые функции в полном объеме, можно говорить о сердечной недостаточности. Такие проблемы с сердцем могут иметь различный генезис, в самом неблагоприятном случае причиной является порок сердечных клапанов. Поскольку потребность организма в кислороде остается неизменной, сердце предпринимает вначале успешные попытки компенсировать свой «недостаток», увеличиваясь в объеме. Но со временем сердечная мышца достигает такого размера, что блокирует свое собственное кровоснабжение через коронарные артерии, т. к. пространство в грудной клетке ограничено ребрами и легкими. Если сердце, несмотря на прилагаемые им усилия, больше не в состоянии нормально обеспечивать организм кислородом, то речь идет о стадии декомпенсации.
Еще один пример – это растяжение правой ноги, которая сильно опухает и болит. Тогда она находится практически в состоянии покоя, поскольку больше не несет такой нагрузки, как раньше. И теперь, чтобы человек мог ходить в прежнем темпе, необходима повышенная нагрузка на левую ногу. Когда он хромает, «недостаток» правой ноги компенсируется таким способом. Левая нога может вынести повышенную нагрузку лишь временно, т. к. физиологически она одна не способна служить опорой для всего тела в течение длительного периода времени. Через некоторое время такая нагрузка становится избыточной, и левая нога рано или поздно отказывается служить, поскольку она слишком перегружена (декомпенсация). С терапевтической точки зрения, в первую очередь нужно было бы прекратить чрезмерную нагрузку на левую ногу и дать ей отдохнуть и окрепнуть. Лечение только лишь вывихнутой ноги посредством исключения всякой нагрузки принесло бы мало пользы.
Похожим образом обстоит дело с негативными душевными состояниями в цветочной шине Баха. К примеру, если проблема внутреннего раздора, типичная для состояния Дивала, компенсируется твердой решительностью, это соответствует негативному душевному концепту Горная вода. Таким образом, строгие правила и моральные установки, казалось бы, прекращают внутренний раздор раз и навсегда. Принятые самим больным правила со временем становятся все более жесткими, с целью ни в коем случае не попасть в ситуацию, где ему придется самому принимать решение. Хотя он уже замечает, что временами не в состоянии следовать строгим нормам, установленным им самим. Получается, что он находится в стадии декомпенсации. Образно говоря, больной теперь в тупике, куда его привело его прежнее поведение. Он считает свое поведение позорным, если хоть раз нарушит одно из своих жестких правил, и из-за этого чувствует себя порочным изнутри. Это состояние соответствует негативному душевному состоянию Дикой яблони.
Общее представление цветочных групп:

  • Репейник – Вербена – Каштан благородный
  • Золототысячник – Падуб – Сосна
  • Свинчатка – Виноградная лоза – Овсюг


Краткие описания цветочных шин Баха[5]


Следующие краткие описания двенадцати шин должны наглядно представить, как отдельные состояния развиваются в различных направлениях.

Золототысячник – Падуб – Сосна

  • Золототысячник. Острая потребность в одобрении накладывает свой отпечаток на поведение типа Золототысячник. Он делает все, чтобы нравиться другим, даже если он терпеть не может своего собеседника. Собственные желания безоговорочно уходят на второй план, чтобы он мог исполнять чужую волю. Такое недостаточное противостояние воле других людей вместе с неумением сказать «нет» ведет к тому, что этого человека зачастую используют.
  • Падуб. Тип Падуб – это человек, которого легко рассердить и который может и хочет злиться по пустякам. Он во всеуслышание дает выход своей ярости. Если ситуация урегулирована, он вновь кажется миролюбивым, но только до следующей вспышки. К тому же, он склонен к зависти и ревности.
    Если больной в состоянии Золототысячника брался за все и по доброте душевной делал многое для ближних, чтобы заполучить их одобрение, то за недостаточным противостоянием (Золототысячник) последует фаза агрессивного противостояния воле других (Падуб). Из человека, который всегда говорил «да», он превратится в того, кто всегда говорит «нет».
  • Сосна. Тип Сосна – это человек, страдающий от чувства вины. Он постоянно просит прощения за какие‑то вещи или ситуации, даже если он не виноват. Похвалу или подарки он воспринимает только отрицательно, потому что считает, что он не заслужил чего‑то подобного.
    Из-за агрессивного противостояния в состоянии Падуб больной лишается симпатии и одобрения, востребованного в стадии Золототысячника и полученного от окружающих. Его вспыльчивость в конце концов приводит к тому, что окружающие все сильнее отдаляются от этого человека. Теперь в состоянии Сосны он сожалеет об этом; его терзает лишь чувство вины и самобичевание.

Кожные зоны цветов Баха


Д. Кремер назвал обнаруженные им участки на коже, соответствующие цветам Баха, кожными зонами цветов Баха. Речь идет о 243 «рефлекторных зонах души»[6], которые покрывают всю поверхность тела[7].

На рисунке представлен фрагмент топографии кожных зон цветков Баха на поверхности головы[8].
Вплоть до комплексного исследования топографии кожных зон цветов Баха, проведенного Кремером, не было ни единого доказательства выдвинутого д-ром Э. Бахом утверждения о том, что его система лечения является завершенной и что никакие другие лекарственные средства на основе цветов не требуются. Д. Кремер подтвердил это косвенно: он смог доказать, что вся поверхность тела покрыта кожными зонами цветов Баха, без единого пропуска (последнее указывало бы на отсутствие нужных цветов). Кроме того, он продвинулся со своим открытием так далеко, как он сам ранее не мог и мечтать, и другие признаки указывали на то, что система лечения д-ра Баха является завершенной.
До того времени, пока Д. Кремер не начал работу по исследованию кожных зон[9], никому не было известно, что негативные душевные состояния изменяют не только цвет, но и форму ауры. Во время его врачебной практики пациенты, обладающие даром ясновидения, рассказали ему, что могли ощущать у себя «дыры в ауре». На описанных ими участках тела Кремер мог отчетливо чувствовать эти «дыры» рукой[10]. Данный феномен он наблюдал прежде всего у тех пациентов, которым не помогали никакие методы лечения. Он пришел к выводу, что здесь должна существовать взаимосвязь. На основании этого он попытался разработать терапевтические методы блокировки «дыр».
В одном из клинических случаев, когда болезнь плохо поддавалась лечению, Кремер предположил, что одно лишь осознание причины собственной болезни послужит основанием для последующего лечения. Путем местного применения цветов Баха на соответствующих участках тела ему удалось не только блокировать «дыры» в ауре, но и добиться исчезновения сильных физических болей в течение нескольких минут, что стало абсолютной неожиданностью[11]. Предполагая, что здесь имел место эффект плацебо, он попробовал объективно подтвердить это достижение, используя метод кирлиановской электрографии[12], что ему неожиданно удалось. Воодушевленный этим успехом в лечении, ученый начал проводить интенсивные исследования и обнаружил 243 кожные зоны цветов Баха.
Кроме того, Кремера поразил тот факт, что при различных негативных душевных состояниях аура всегда изменяла форму на одних и тех же участках. Так, например, у пациентов, испытывающих чувство вины, изменения формы ауры – выступы или впадины («дыры») – были выявлены в одних и тех же местах. При недостаточной вере в себя подобные явления обнаруживались совсем в других местах. Таким образом, чувство вины приводит к вышеописанным деформациям только в зоне Сосны, а недостаточная вера в себя – всегда только в зоне Лиственницы. Если на какой-либо кожной зоне встречается впадина или «дыра», на других зонах того же самого архетипа будет выступ. При этом речь идет всегда об одном и том же архетипе. Иначе говоря, «дыра» в зоне Сосны не может вызвать выступ в зоне Лиственницы.
Многолетний практический опыт с разработанной новой формой применения цветков Баха на поврежденных кожных зонах позволил сделать следующие выводы:

  • возникновение «дыры» в ауре напрямую связано с каким-либо негативным душевным состоянием, которое воплощено в соответствующем цветке Баха. Следовательно, кожные зоны цветов Баха являются весьма полезными для диагностики заболеваний;
  • при целенаправленном наружном применении на дефектных поврежденных кожных зонах определенных цветков Баха действие последних может усиливаться. Кроме того, таким образом можно с легкостью устранить и физические боли.

Совершенно уникальным (как и в отношении методов лечения природными средствами) является тот факт, что области тела, где был поставлен диагноз и где проводится лечение, совпадают[13]. Это в точности соответствует желанию Баха сделать терапию простой и доступной[14].


[1] Научиться проводить испытания «эквивалентов» можно на семинарах Д. Кремера.

[2] После опубликования Д. Кремером этих дополнений вышли в свет книги других авторов, в которых нет соотнесения с вышеуказанными эквивалентами.

[3] Научиться проводить испытания «эквивалентов» можно на семинарах Д. Кремера.

[4] Из личного наблюдения: Дитмар Кремер – чрезвычайно добросовестный коллега. При неудачах он имел обыкновение говорить: «Вот так это не работает, значит, должно быть по-другому или должно быть что-то еще, что мы не учли».

[5] Книга Дитмара Кремера «Neue Therapien mit Bach Blüten 1», вышедшая в издательстве Ansata-Verlag, подробно описывает взаимосвязи между цветами Баха.

[6] Подобно рефлекторным зонам на стопе.

[7] На ушных раковинах имеется бессчетное количество близкорасположенных друг к другу зон размером с булавочную головку, которые не обладают никакой терапевтической значимостью и поэтому не были включены в топографический атлас кожных зон цветов Баха.

[8] Фрагмент топографии кожных зон цветов Баха опубликован в книге Дитмара Кремера «Neue Therapien mit Bach-Blüten 2», Ansata Verlag, München. С.297.

[9] Ср.: Dietmar Krämer/Helmut Wild, Neue Therapien mit Bach Blüten 2, Diagnose und Behandlung über die Bach-Blüten Hautzonen, Ansata Verlag, München.

[10] Тестирование ауры не требует особой степени сенситивности, этому обучают на семинарах.

[11] Однако ожидаемого осознания первопричины болезни все-таки не наступило.

[12] С помощью кирлиановской электрографии возможно сфотографировать эфирное тело, чтобы затем поставить диагноз об энергетическом состоянии пациента, например, для проведения цветовой терапии Петера Манделя.

[13] В отличие от акупунктуры, где, например, требуется диагностика языка и проверка пульса с целью использовать полученные данные об энергетике как основу для определения точек применения акупунктуры.

[14] «Я хотел бы, чтобы это было совсем просто: если я голоден, я иду в огород и беру салат, если я испуган, я принимаю нужную дозу Mimulus». [Nora Weeks, Edward Bach, München 1988, Heinrich Hugendubel Verlag, с. 129].

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
АССОЦИАЦИЯ
РЕФЛЕКСОТЕРАПЕВТОВ
Тел.: +7 499 922 06 17 115114, Россия, Москва, ул. Летниковская, 5
На главную Как нас найти Карта сайта Отправить сообщение